-4°

Могилы 3500-летней давности рассказали ученым о ранней торговле ванилью и сложной медицинской помощи в Армагеддоне

13.12.2019 14:30

Древний город Мегиддо (нынешний Денвер, Израиль) часто был полем битвы, соответствующим его библейскому имени Армагеддон. Но в двух гробницах бронзового века археологи находят признаки того, что почти 3500 лет назад Мегиддо была также удивительно космополитичным местом.

Отправить
Рубрика: Наука
Могила в Мегиддо. Фото: Экспедиция Мегиддо Могила в Мегиддо. Фото: Экспедиция Мегиддо

Она привлекала иммигрантов из нынешней Армении, импортировала экзотические специи из тропических стран и могла похвастаться самой современной системой здравоохранения по крайней мере, для элиты.

На ежегодной встрече американских школ восточных исследований израильские и американские исследователи выложили первые результаты из гробниц, которые были обнаружены в 2016 году и датируются с тех пор, когда Мегиддо был крупным мегаполисом хананеев, древних жителей современного Израиля и Ливана.

Находки добавляют все больше свидетельств международной торговли задолго до возникновения Ассирийской, Персидской и Римской империй. Люди Среднего Востока бронзового века «имели гораздо больше контактов с отдаленными местами, чем мы предполагаем», - говорит Эрик Клайн, археолог из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывший участник проекта, известного как экспедиция Megiddo.

Одна гробница датирована примерно 1600 годом до ншей эры. По данным радиоуглеродных и керамических исследований, она представляла собой тесную, но необычайно сложную сводчатую камеру, в которой находились девять человек, в том числе семья из трех человек: мужчина в возрасте от 45 до 60 лет, носивший золотую головную повязку, а также золотой браслет и другие украшения; женщина в возрасте от 25 до 40 лет с золотой брошью и элегантной серебряной булавкой в форме утиной головы и ребенок в возрасте до 10 лет с похожими золотыми украшениями и двумя серебряными кольцами.

По словам Мелиссы Крадик, археолога из Калифорнийского университета (UC), Беркли, эта семья могла представлять элитную, если не королевскую семью, которая умерла от болезни. В настоящее время проводится анализ их генетического состава, который может подтвердить их семейные связи, а также изотопные и другие исследования, которые могут выявить их рацион питания и здоровье.

Самый большой сюрприз гробницы обнаружился, когда три маленьких кувшина были проверены на наличие остатков и при хроматографическом и масс-спектрометрическом анализе были обнаружены химические компоненты ванили. Эта находка противоречит нынешним представлениям о происхождении ванили. Приправа встречается в тропических орхидеях на всех континентах, кроме Антарктиды и Австралии. Однако только в Мезоамерике имеются свидетельства его раннего одомашнивания. Долгое время считалось, что она была неизвестна в Старом Свете, пока испанцы не вернули его из Мексики в XVI веке нашей эры.

Лучшие совпадения с остатками, найденными в кувшинах, растут в Мезоамерике, Индонезии, Кении и Индии. Исключив первые два источника из-за расстояния, ученые предположили, что ваниль могла попасть в Мегиддо из Африки, через Египет, или из Индии, через Персидский залив. Ваниль, возможно, была продана из Южной Индии через остатки более ранней цивилизации Инда на северо-западе субконтинента.

Находка, если она окажется точной, поддержит версию о широком распространении торговли специями на древнем Ближнем Востоке.

Исследователи также нашли намеки на сложную для тех времен медицину. В погребальной яме прямо на вершине гробницы Мегиддо, датируемой столетием или даже позже, покоятся останки двух мужчин, которым на момент смерти, возможно, было за 20 лет. У обоих мужчин были изъедены кости, а у одного сломан нос и мизинцы на ногах, что, по словам ученых, могло быть вызвано проказой. Считается, что эта болезнь распространилась из Африки в Индию около 4000 лет назад; затем торговля, возможно, перенесла ее на Ближний Восток. Сейчас проводится генетическое тестирование, чтобы определить, верна ли догадка.

«Болезнь оставила их ослабленными, им нужна была помощь, чтобы выжить, - добавляет Рэйчел Калишер, археолог из Университета Брауна. - За обоими, по-видимому, тщательно ухаживали. Их зубы были лишены износа, характерного для мужчин их возраста, признак того, что их, возможно, кормили специальной неабразивной диетой, предназначенной для ослабленных челюстей. Был общественный механизм оказания медицинской помощи - они не подвергались остракизму и явно пользовались большим уважением».

В конце своей жизни наиболее слабый из двух мужчин подвергся радикальному лечению: был вызван врач, чтобы провести трепанацию черепа, часто используемую для лечения физических, умственных и духовных расстройств в древние времена. «Это было сделано с прекрасной точностью и большим опытом», - говорит Калишер, хотя человек умер менее чем через месяц после процедуры.

Предварительные исследования ДНК, проведенные генетиками Лираном Кармелем из Еврейского университета в Иерусалиме и Дэвидом Райхом из Гарвардского университета, показали, что мужчины были братьями. Дополнительные генетические исследования могут дать больше информации об их происхождении и о том, были ли они связаны с обитателями более древней гробницы внизу.

Исследования ДНК также выявили обширные связи трех обитателей другой могилы. Их генетический анализ показывает, что они были иммигрантами из сегодняшней Армении, примерно в 1300 километрах к северу. В отличие от сводчатой гробницы, которая находилась рядом с дворцом Мегиддо, эта гробница была окружена более скромными домами и могилами. Если результаты подтвердятся, можно будет сделать вывод, что дальние путешествия не были в то время доступны только элите.

Десятки древних образцов ДНК из этого региона, в том числе многие из Мегиддо, в настоящее время анализируются. Вскоре они могут пролить больше света на генетический состав жителей города.

Гленн Шварц, археолог из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, говорит, что всплеск данных от Megiddo, богатый генетическими и химическими деталями, не просто дает свежее представление об этом важном центре бронзового века, но и иллюстрирует многочисленные новые методы, полученные в сфере естественных наук, которые археологи в настоящее время используют для определения источника и идентичности людей, животных, растений и других материалов, найденных в археологических записях.

Источник: www.sciencemag.org