+1°

Жвачка, возрастом в 5700 лет, рассказала о жизни древней девочки

18.12.2019 11:52

Более 5700 лет назад девушка выплюнула комок жевательной резинки, который сейчас является археологическим объектом в Дании. Исследователи сообщают в Nature Communications, что они установили последовательность (секвенировали) генома десны и впервые извлекли информацию не из древних костей или зубов, а из продукта.

Отправить
Рубрика: Наука
Жвачка из березовой смолы. Фото из открытых источников Жвачка из березовой смолы. Фото из открытых источников

Археологи нашли комок жвачки, сделанной из березовой смолы. ДНК в жвачке была настолько хорошо сохранена, что исследователи смогли мельком увидеть девушку, которая жевала ее, и даже сделать снимок ее жизни.

У ребенка, как установили ученые, были черные волосы, голубые глаза и смуглая кожа, и он был более тесно связан с охотниками-собирателями из Западной Европы. Девочка оставила следы своей последней трапезы в жвачке — она жевала фундук и утку. Но ее микробиом ротовой полости также показал, что жизнь у нее могла быть трудной — у нее был вирус Эпштейна-Барра и, вероятно, она страдала от мононуклеоза в своей жизни.

(Фото древней девочки, нарисованное художником TOM BJÖRKLUND)

Ранее ученые столкнулись с последствиями сложной медицины, которую применяли 3,5 тысяч лет назад, но актуальной в нынешнее время. На скелете одного из мужчин тех времен обнаружены следы проводимой трепанации черепа, часто используемой для лечения физических, умственных и духовных расстройств операции.

Источник: www.sciencemag.org