Дом в Челябинске, в котором Лера Ауэрбах написала оперу «Подарок для Снегурочки»

«Девочка у «Ритма». Оглядываясь назад, можно сочинить такое эссе про Леру Авербах, так звали ее в Челябинске. А многие годы на афишах в разных странах ее знают уже, как Леру Ауэрбах.
Дом в Челябинске, в котором Лера Ауэрбах написала оперу «Подарок для Снегурочки»
Дом по адресу площадь Революции, 1 в Челябинске

Впрочем, дом с музыкальным магазином «Ритм» - это символ. В годы детства композитора подобных магазинов больше в городе, наверное, и не было. Зато был дефицит всего, в том числе и музыкальных инструментов.

Поэтому витрины этого дома напротив, скорее всего, вызывали в душе девочки мечты о музыке. Впрочем, повторюсь, это сейчас можно так фантазировать, зная, кем стала эта девочка.

«Мы жили не в доме, где «Ритм», а напротив, по адресу: площадь Революции ,1. Наши окна и балкон «смотрели» на «Ритм», - вспоминает Лев Исаевич, отец Леры.

Здесь, в возрасте 12 лет Лера написала первую свою оперу «Подарок для Снегурочки», которая была поставлена потом в Челябинске и показана еще в нескольких городах, в том числе в Москве у Натальи Сац.

Лера уже в восемь лет солировала на фортепиано с Челябинским симфоническим оркестром (концерт Гайдна).

В Челябинске вышел и первый сборник ее стихов «Опрокинутый мир».

Из этого дома на площади Революции, дома напротив музыкального магазина, ранними зимними утрами Лера ходила в органный зал на Алом поле, где имела возможность благодаря Владимиру Хомякову играть на органе.

В Челябинске Лера в самом начале 90-х годов стала лауреатом Международного конкурса юных композиторов имени Чайковского, который проводился на родине композитора.

Из этого дома на площади при содействии Кирилла Шишова и Надежды Диды юная девушка «стартовала» покорять Америку. Ей было тогда всего 17 лет.

Сейчас Лера Ауэрбах считается человеком планеты. О многих знаменитых городах она может рассказать в своем литературном стиле.

Есть у нее строчки и про челябинское детство: в книге «Сороколуние» на странице 431.

«Челябинск. Три слога. Девять букв. Че-ля-бинск. Язык совершает путешествие от неба к зубам, чтобы закончить звонким причмокиванием губ: Че-ля-бинск! Слово навсегда отпечатывается в моем сердце, на скрижалях моей судьбы. И как же меня угораздило здесь родиться?».

И далее в этом эссе читаем: «Город, в котором я впервые увидела свет, исток истоков. Несчастный, самолюбивый, серо-дымный, обрученный с памятью, обреченный на любовь. Любовь, вынесенную за скобки, любовь, не смотря ни на что, как некий общий знаменатель, как символ детства».

А вот как Лера вспоминает встречи с челябинским органом. «Были долгие рассветные часы в органном зале, когда я подходила к этому огромному стройному чуду и говорила: «Ну, здравствуй!». И орган, вздыхая, шумел проснувшимися мехами и трубами. Золотые буквы немецкой фирмы проступали под слабым светом: сквозь высокие окна неумолимо проникал морозный уральский рассвет, и мне было так хорошо, как бывает только в отрочестве, когда и боль и радость возрастают до символов, когда еще не сомневаешься в своих силах и возможностях и, вследствие этого, действительно оказываешься всесильным».

Вот и еще один, челябинский «поворот» для эссе – «Девушка и орган».

Тогда Лера была такой, как на этом портрете, сделанном моим отцом фотографом Владимиром Белковским – в доме на площади. В этой работе есть еще один портрет Авербах – он на стене, автор картины челябинская художница Анна Бутакова. Эта картина сейчас находится у Леры в доме во Флориде.

Автор этих заметок решил переиздать книгу «Прогулки по Челябинску», дополнив ее несколькими новыми главами о Челябинске и челябинцах. Одна из этих глав расскажет про «Девочку у «Ритма».

А что было потом за океаном?

Жерар Депардье будет включать её стихи в свои концерты, сама она станет вести блог в престижной «Лучшей поэзии Америки». Еще будет много чего, но это потом.

Например, уроженка Челябинска станет одним из самых исполняемых в мире из ныне живущих композиторов.

Она получила степени бакалавра и магистра по классу фортепиано и музыкальной композиции в нью-йоркской Джульярдской консерватории, а также закончила аспирантуру (по программе концертирующего пианиста) в Ганноверской высшей школе музыки.

Лера - автор более 120 симфонических, вокальных и камерных сочинений, а также оперных и балетных произведений.

Регулярно экс-челябинка выступает как концертирующий пианист и дирижер в крупнейших концертных залах мира.
Музыку Леры Ауэрбах исполняют Гидон Кремер, Леонидас Кавакос, Хилари Хан, Вадим Глузман, Дэниэл Хоуп, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Филип Квинт, Нарек Ахназарян, Алиса Вейлерштейн, Давид Герингас, Николас Альтштадт, Дмитрий Ситковецкий, Ким Кашкашьян, Готье Капюсон, Дэвид Финкель, Пол Кац, Ву Хан, Зоряна Кушплер, Наталья Ушакова, Стелла Григориан, Мартин Винклер, Отто Катцемайер, Лилли Паасикиви, Никита Сторожев и другие выдающиеся современные солисты.

Ее симфонические сочинения звучали в исполнении ведущих оркестров под управлением Владимира Спивакова, Нееме Ярви, Феликса Коробова, Владимира Федосеева, Осмо Вянскя, Андраша Келлера.

Балеты и оперные спектакли на музыку Леры Ауэрбах ставили Джон Ноймайер, Азур Бартон, Гойо Монтеро, Теренс Колер, Соль Леон, Пол Лайтфут, Тим Плегге, Реджинальдо Оливейра, Меди Валерски, Кристин Милиц, Арила Сигерт, Дмитрий Белянушкин, Джон Ла Боучедиэр, Том Голд.

Балеты и оперы Ауэрбах исполнялись в театрах и концертных залах Гамбурга, Амстердама, Антверпена, Копенгагена, Берлина, Сан-Франциско, Лос-Анжелеса, Мюнхена, Баден-Бадена, Карлсруэ, Вены, Токио, Осаки, Торонто, Шанхая, Пекина, Москвы, Нью-Йорка.

Записи с ее музыкой (CD и DVD) выпущены фирмами Deutsche Grammophon, ECM, BIS Records, King Records, Capriccio, Cedille, ARTE и PBS.

Ауэрбах не менее активна и в литературе. Кстати, первые «шаги» и в музыке и в литературе юная Лера сделала еще в Челябинске. Здесь вышла первая книга ее стихов.

На сегодня в России и США вышло шесть сборников стихов и прозы Леры Ауэрбах: «Опрокинутый мир», «Рождение звука», «Диалог со временем», «Сороколуние», «Ступеньки в Вечность» и «Ганноверские тетради».

Сергей Юрский записал диск с её стихами и написал предисловие к последней книге. Жерар Депардье, Евгений Кисин и Сергей Юрский включают её стихи в концерты, а доктор филологических наук Вячеслав Океанский написал научный трактат: «Лунарная мистерия в лирике Леры Авербах — эзотерическая герменевтика прощания с детством».

Стихи Леры входят в различные международные антологии поэзии, а также (в России) в хрестоматию для учеников старших классов. Ауэрбах регулярно ведет блог в престижной «Лучшей Поэзии Америки» (“Best American Poetry”), а в 2015 г. в Филадельфии вышла первая англоязычная книга ее афоризмов и рисунков «Избыток бытия» (Excess of Being).

С большим успехом в Вене прошла мировая премьера трехактной оперы «Гоголь», созданной Ауэрбах по заказу Театра ан дер Вин (Вена). Ауэрбах не только автор музыки, но и либретто, в основу которого была положена ее одноименная пьеса.

Новаторская опера «Слепые», написанная для 12 голосов без инструментального сопровождения, была поставлена берлинской Камерной оперой, а также на фестивалях в США и Норвегии, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и Театре ан дер Вин (премьера состоялась в январе 2015 года).

Балет Леры Ауэрбах «Русалочка» был в 2012 году награжден премией ECHO Klassik. Этот балет многие годы входит в репертуар балетных трупп Копенгагена, Гамбурга, Сан-Франциско, Москвы (театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Государственного Национального Балета Китая. В 2013 году, к 40-летию Гамбургского балета, был возобновлен балет «Préludes CV», с которого началось сотрудничество Леры Аэурбах и Джона Ноймайера.

В 2014 году по заказу Гамбургского театра и Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ауэрбах написала балет «Татьяна» по роману Пушкина «Евгений Онегин». В московском спектакле роль Татьяны исполняла Диана Вишнева.

Хотя Лера Ауэрбах всю жизнь рисовала и изучала живопись, но только после пожара в её Нью-Йоркской студии в 2009 году она стала активно и профессионально заниматься живописью и скульптурой.

В 2013 году в Норвегии состоялась первая персональная выставка ее работ. В 2015 году в Швейцарии на ее сольной выставке «Музыка на холсте» былo представлено более 120 работ. Картины и рисунки Леры Ауэрбах находятся в частных коллекциях, продаются на аукционах, публикуются в журналах и книгах, а также используются в качестве обложек компакт-дисков и книг.

Интерес у публики вызвала выставка бронзовых скульптур Леры Ауэрбах, состоявшаяся в марте-апреле 2017 года в Нью Йорке (галерея Щукина). Эта же экспозиция была представлена в Вене осенью того же года (с добавлением картин и рисунков).

Лера была стипендиатом Фонда Пола и Дейзи Сорос, нью-йоркским обществом пушкинистов избиралась поэтом года русского зарубежья, а Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария) признал её одним из «Молодых лидеров мира» и регулярно приглашает ее выступать с лекциями и презентациями.

С 1991 года постоянным местом жительства Леры стал Нью-Йорк, в то время как Гамбург и Вена ― ее европейские обители. А городом, где осталось ее детство, был и остается Челябинск. «Город, в котором я впервые увидела свет, исток истоков».

А иллюстрировать эти заметки хочется снимком, который сделал мой отец Владимир Белковский перед отъездом юной Леры Авербах, так ее звали в Челябинске, в Америку.

Еще ничего не было того, о чем вы прочитали в этих заметках. Но была мечта, и был талант, в который верила юный поэт и музыкант сама, верили ее родители и те взрослые, кто поддержали Леру на выбранном ей пути.

Этот фотопортрет, сделанный в доме напротив «Ритма», сегодня воспринимается как ностальгический. Впрочем, не знаю, вспоминается ли город детства Лере сегодня, ставшей давно человеком планеты.

Верится, что вспоминается. Не случайно же она написала о нем такие трогательные строки.

Новости партнеров

Нашли опечатку?