«На примере этого здания можно изучать элементы архитектурного стиля»: Влад Феркель о зале органной музыки «Родина»

В Челябинске, оказывается, немало зданий с уникальной архитектурой. Некоторые из них находятся в запущенном состоянии. А вот зал органной и камерной музыки «Родина» выглядит куда выигрышнее.
Органный зал «Родина». Фото из книги В. Феркеля

В 1935 году архитектор Владимир Яковлевич Гофрат переехал в Челябинск. Он принимал участие в разработке проектов застройки проспекта Ленина и площади Революции. С 1944 по 1947 год гофрат был главным архитектором города. По его проектам построены в главный корпус санатория «Кисегач», а в самом Челябинске - жилой дом по проспекту Ленина, кинотеатр «Родина». В Кургане по его проекту построены Дворец пионеров, гостиница «Тобол», здания на площади имени Ленина, а в Риге - медицинское училище.

Кинотеатр «Родина» открылся в Челябинске в 1950 году. В то время он был самым большим в городе, вместимостью 500 зрительных мест. Кинотеатр построили по типовому проекту неоклассицизма – этакое обращение к античности в условиях ХХ века.

– Колонный портик очень тщательно проработан. Такой вполне можно ставить рядом с любым греческим храмом. Фризы украшены советской символикой, что, конечно, отличает здание от классических образцов. Историческая справедливость требует отметить, что перед зданием кинотеатра была поначалу установлена скульптурная группа «Ленин и Сталин в горках» (в итоге осталась только клумба), – рассказал корреспонденту LentaChel.ru Влад Феркель, челябинский издатель и краевед.

Ранее мы рассказывали, что Феркель вместе со своими партнерами Еленой Меньшениной и Игорем Стоякиным готовит книгу «Челябинск в деталях: архитектура 30-50-х годов». Цель проекта - провести архитектурный ликбез для челябинцев, рассказать жителям города, что на самом деле в Челябинске есть много интересных в архитектурном отношении зданий. И не только зданий XIX века.

Что касается Родины», то кинотеатр здесь работал до 2002 года, потом здание признали аварийным. В 2008 году его передали в собственность частной организации. И только в 2010-2014 годах здание начали реставрировать. Толчком послужил планируемый перенос органа из Александро-Невской церкви.

– В 2010 году, во время визита патриарха Кирилла в Челябинск мэр города Михаил Юревич сообщил, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города», где находится орган. В июне 2010 года директор фирмы «Hermann Eule Orgelbau» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность и назвал существующее помещение «акустически превосходным». А вот помещение бывшего кинотеатра «Родина», которое обследовали специалисты «Hermann Eule Orgelbau» по чертежам, назвали неподходящим для размещения органа. Однако не исключалось, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно будет все-таки получить подходящий для органа зал. Властям пришлось выкупить здание бывшего кинотеатра «Родина» у депутата-предпринимателя и затратить значительные средства из городского бюджета– в конце 2012 года вложили в этот проект 290 миллионов рублей – для коренной реконструкции под органный зал, – писал в своем блоге по этому поводу челябинский краевед Юрий Латышев.

В проекте реконструкции было предусмотрено возведение двух пристроев, реконструкция крыши для обеспечения высоты зала и по аналогу постройки классических зданий, увеличение объема зала в соответствии с требованиями акустических расчетов для органных залов. Увеличили и количество технических помещений. Также в холле зала восстановили утраченную лепнину. Не забыли и про внешний вид «Родины».

– Оформление здания при реконструкции было восстановлено по проектной документации. На старых фотографиях видно, что пилястры у здания вдоль улицы Кирова отсутствуют, – уточняет Влад Феркель.

В конце 2014 года «Родина» стала Залом органной и камерной музыки. Как говорят архитекторы и краеведы, сегодня органный зал «Родина» – чуть ли не единственное здание, которое в полном объеме воспроизводит классические образцы архитектуры

– На примере этого здания можно изучать элементы архитектурного стиля и потом искать эти элементы в других зданиях. Общий вид здания при реконструкции изменился, появился дополнительный объем (этаж) из-за особенностей размещенного там органа. Хорошо это или плохо? Думаю, что новая жизнь здания, которое приходило в негодность и разрушалось – это лучший выход. Аналогично, кстати, поступили и с кинотеатром имени Пушкина, который был существенно реконструирован, но сохранил основные черты – комментирует Влад Феркель.

Публицист и краевед отмечает, что с момента реконструкции здание ни разу не подвергалось косметическому ремонту и покраске.

– Оно теряет товарный вид, что обидно. Слева от здания находятся быть какие-то странные сооружения: то ли пивная, то ли склад. Сзади – современная постройка из красного кирпича, которая тоже не красит органный зал. То есть окружающая среда не работает на центральный образ, – отмечает Феркель.

Негативно на зале органной музыки сказывается и соседство с оживленной улицей Кирова. Лепнина из белой становится серой, а на штукатурке появляются трещины.

В Челябинске есть тенденция – замечать хорошее, только когда это хорошее и красивое испортят. Обращал ли кто-то внимание на архитектуру зданий на Ленина? Но когда дома стали довольно-таки ярких цветов, урбанистическое сообщество Челябинска дружно воскликнуло: «что же вы делаете!».

Сейчас зал органной музыки не привлекает к себе внимание скандалами. Приглядитесь к нему: посмотрите, как тонко сделаны детали, как продумана каждая капитель пилястры (смотри подпись в галерее), как аккуратно обрамлены окна. Приглядитесь к этому зданию: Челябинск все-таки прекрасен.

Поделиться
Отправить
Отправить
25 января 2020
Лента новостей

Нашли опечатку?