Высоцкого вспоминают в январе, как Пушкина – в июне. «Поэт в России – больше, чем поэт»

25 января 1938 года в Москве родился Владимир Высоцкий.
Встреча с Высоцким - фото Владимира Белковского.

Высоцкий — ​последний из XX века, кого признали и объявили великим русским поэтом. Так говорят. И мало находится тех, кто хочет это оспаривать.

Вот отрывок из газетной публикации о Высоцком. Автор – известный политолог Станислав Белковский.

Он пишет, что бессознательно и отчасти сознательно Владимир Высоцкий ориентировался на своего ключевого предшественника в русской поэзии — ​Александра Пушкина.

«Марина Влади — ​в книге «Владимир, или Прерванный полет» пишет:

«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — ​это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — ​это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — ​это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — ​это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — ​это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — ​это маска Пушкина. Твоя последняя роль — ​Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — ​мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он — ​твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать».

Не вспоминать сегодня Высоцкого, как и Пушкина, - значит ломать духовные скрепы, которые есть в российском народе. Когда произносишь одно слово - Высоцкий - и каждый понимает, о ком идет речь, что за этим стоит, какие песни звучат. Вспоминается еще его неповторимый голос.

О чем он пел? О том, о чем тогда не писали газеты и не рассказывали с экрана телевизора. Песни его ходили по стране, переписывались с магнитофона на магнитофон.

А потом вышла первая книжка его стихов – «Нерв». Вышла благодаря поэту Роберту Рождественскому.

При жизни у Высоцкого вышло не так много пластинок с записями его песен. Несколько своих песен он исполнил в фильмах, в которых снимался. Самые известные, наверное, это фильмы Станислава Говорухина - «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя».

В начале 80-х годов упоминать имя Высоцкого в газетных публикациях официально запрещалось, впрочем, как и имя Булата Окуджавы. Сейчас это даже трудно понять. Но за публикацию снимка «Встреча с Высоцким», который иллюстрирует эту публикацию, молодежной челябинской газете «Комсомолец» в то время крепко досталось от местных цензоров. Фотограф Владимир Белковский сделал этот снимок на выставке в Москве.

Многие песни поэта помню с детства. Когда проезжаю по улице Российской в Челябинске, мимо улицы Нагорной, вспоминаются строки из песни Высоцкого: «Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной. Наш родной центральный рынок стал похож на грязный склад. Искаженный микропленкой, ГУМ стал маленькой избенкой. И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ». Это из песни про зарубежного шпиона в Москве.

Слова из песен Владимира Высоцкого живут в памяти и вспоминаются «по случаю» у тех, кто помнит их с детства и юности.

Но многим сегодняшним подросткам это имя уже мало что говорит. Его песни молодое поколение тоже не знает.

Слова Евгения Евтушенко о том, что «поэт в России – больше, чем поэт», нужно относить не к каждому поэту. Но Высоцкий точно из числа таких поэтов. Он стал «нервом» нескольких поколений живших в СССР.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
25 января 2020

Новости партнеров

Лента новостей
Читать все

Нашли опечатку?