-6°

Воздействие космических объектов в строительстве не учитывается: уроки Челябинского метеорита

13.02.2020 10:26

Такой даты в календаре нет, но многие челябинцы без труда вспомнят этот день – 15 февраля. День взрыва челябинского метеорита.

Отправить
Рубрика: Происшествия
Челябинский метеорит. Фото из открытых источников Челябинский метеорит. Фото из открытых источников

Чему научил челябинский метеорит, появившийся над Челябинском семь лет назад и наделавший так много шума в буквальном смысле слова? Заставил он тогда задуматься о самых земных проблемах. Например, каковы составляющие безопасности современных зданий.

Об этом тогда, по горячим следам, состоялся разговор с доктором технических наук, профессором кафедры «Технология строительного производства» Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) Альбертом Байбуриным.

Кстати, челябинский ученый стал автором уникальной статьи про уральский метеорит, разошедшейся по многим сайтам в интернете. Байбурин постарался взглянуть на космическую историю с точки зрения безопасности земных зданий.

- 15 февраля 2013 года я приехал на трубопрокатный завод, нужно было обследовать цех «Высота 239» на предмет промышленной безопасности. На заводе я увидел последствия взрыва: повыбивало многие сэндвич-панели стеновых ограждений. Вместе с сотрудниками цеха посчитали ущерб – оказалось, что повреждения получили 15 % панелей южного фасада цеха, куда пришла ударная волна. Современные легкие конструкции на такие воздействия оказались не рассчитанными. Вместе с тем железобетонные и каменные стены не пострадали. Наш университетский городок тоже сильно пострадал: были выбиты рамы, разбиты стекла, поранились люди, - рассказал Байбурин.

«Понятно, что воздействие космических объектов в строительных проектах не учитывается. Хотя бы потому, что вероятность падения метеорита очень мала (примерно раз в 100 лет для небесных тел такого размера). А падение космического тела в городскую среду практически невероятно. Поэтому о таком факторе внешнего воздействия при проектировании зданий не задумываются. Впрочем, есть исключения. Например, такие ответственные объекты, как ледовая арена «Трактор», ледовый дворец «Уральская молния», торгово-развлекательные центры по нормам должны быть рассчитаны на чрезвычайные воздействия природного и техногенного характера, в том числе и такие, как взрывы и террористические акты», - отметил эксперт.

«Можно сказать, что ответственные объекты в Челябинске выдержали воздействие взрыва метеорита. В здании «Уральская молния» часть конструкций покрытия была деформирована без обрушения. Это отметить очень важно, потому что в период строительства ледового стадиона на нашем факультете велось много споров о надежности этих конструкций большого пролета. Были проведены статические испытания модели, которые доказали, что прочность и жесткость конструкции покрытия обеспечены. Получается и динамические испытания, которые «организовал» метеорит, несущие конструкции выдержали».

В Челябинске было единственное серьезное разрушение - части здания склада концентратов на цинковом заводе площадью 600 квадратных метров. Восточная стена здания вывалилась на Свердловский проспект. Об этом тогда писали СМИ.

«Впрочем, можно сказать, что и здесь повезло, потому что рядом расположен склад серной кислоты. И если бы это случилось там, то … Вспомните выброс брома на вокзале, сколько было неприятностей от этой аварии», - напомнил эксперт.

Взрыв метеорита напомнил об ответственности строителей за качество работ. О том, что сниженный в результате дефектов уровень безопасности во много раз увеличивает ущерб при чрезвычайных ситуациях.

«Плановые обследования технического состояния объектов не дают нужного результата: показатель риска аварии остается за рамками нормативного обследования, - считает Байбурин. - Нужен новый действенный механизм противостояния авариям, стихии и ущербам. Таким механизмом является экспертиза конструкционной безопасности с количественным определением уровня риска аварии и последующим страхованием этого риска. Именно в этом направлении сегодня ведутся дискуссии в научных кругах, строительном сообществе и на различных уровнях властных структур», - отмечал «по горячим следам» эксперт.

Отправить