Бесплатный общественный транспорт есть в ряде городов мира

Очередное повышение цен на проезд в маршрутках Челябинска навело на мысль, что вообще-то такой темы для новостей может не быть вовсе. По крайней мере в тех городах, где общественный транспорт бесплатный.
Бесплатный общественный транспорт в Люксембурге. Фото из открытых источников

В основном речь идет про общественный транспорт других стран мира. В то же время есть отдельные исключения и в России. Так, в городе Анадырь (столица Чукотки) действует бесплатный проезд на автобусах. Их всего три маршрута. Но и сам город маленький, население всего 16 тысяч человек.

Еще много лет действовал бесплатный общественный транспорт в Воронеже. Проект «Народный маршрут» запустили в 2003 году: закупили 100 новых автобусов ярко-желтого цвета, маршруты которых пролегали по всем магистральным улицам города. В 2016 году на дороги Воронежа ежедневно выходили уже только 48 бесплатных автобусов. Плановый интервал движения составлял от 30 до 45 минут. «Народный маршрут» обслуживало АО «ВПАТП №3». Большинство автобусов находилось в собственности компании. Финансирование проекта составляло более 90 миллионов рублей в год. В 2018 году проект закрылся.

В целом по России общественный транспорт убыточен, что является постоянной головной болью городских властей.

Однако в других странах бывает так, что общественный транспорт бесплатный, и это в конечном счете идет всем на пользу. Приведу несколько примеров из опыта Европы, а также далекой Австралии. В австралийском Мельбурне трамваи в центральном районе CBD бесплатны. Можно бесплатно объехать все главные городские достопримечательности. Правда, за пределами этого района за проезд платить уже придется.

В английском Манчестере бесплатные автобусы соединяют тремя маршрутами главные железнодорожные станции, парковки, зоны шоппинга и бизнеса в центре. В Ротереме, еще одном городе Великобритании (графство Саут-Йоркшир) бесплатные автобусы отправляются от станции Rotherham Interchange каждые 12 минут и доставляют пассажиров в центр города.

Финский Мариехамн – крупнейший город Аландских островов. Кстати, был основан русскими в год отмены в России крепостного права. Общественный транспорт, принадлежащий автобусной компании Röde Orm (переводится как «Красная змея»), бесплатный как для местных, так и для приезжих.

В Исландии четвертый по величине город страны Акюрейри предлагает гостям не только потрясающие виды на фьорды и экскурсии на знаменитый водопад Годафосс, но и бесплатные автобусы.

В Словении в городе Веленье Система бесплатных желтых автобусов Lokalcпредлагает 6 маршрутов с 15-минутным интервалом движения на самых напряженных участках (ежечасно по выходным и праздникам). Автобусы отходят от главной автобусной станции.

В Бельгии в городке Монс (в 50 километрах к юго-западу от Брюсселя, известен своими университетами, музеями и теннисными турнирами) можно бесплатно ездить на автобусах сети Mons Intra Muros.

Во Франции в средневековом городе Витре все семь автобусных маршрутов бесплатны для местных жителей и гостей города. Они отправляются с главной железнодорожной станции.

В Италии в городе Ливиньо туристы могут ездить на бесплатных автобусах. Четыре автобусные линии (синяя, зеленая, красная, желтая) работают ежечасно (с большей периодичностью в высокий сезон).

Даже в швейцарской Женеве можно взять бесплатный билет для проезда на общественном транспорте в Зоне 10, который действителен в течение 80 минут. С этим билетом можно добраться до центра города на поезде, автобусе, трамвае или mouette – желтом водном такси. И это еще не все. Остановившись в отеле, хостеле или кемпинге, посетители имеют право на персональный и не подлежащий передаче другому лицу БЕСПЛАТНЫЙ билет Geneva Transport Card. Он позволяет пользоваться всей транспортной системой Женевы на протяжении визита.

Куала-Лумпур - столица Малайзии. Здесь есть GO KL City Bus – бесплатные автобусы, которые ездят по центральному бизнес-району.

В Америке, где, как принято считать, за все нужно платить, есть тоже приятные исключения. Chapel Hill Transit – вторая по величине транспортная система Северной Каролины. Она обеспечивает движение общественного транспорта через Чапел-Хилл, Каррборо и Университет Северной Каролины. С 2002 года проезд на всех регулярных маршрутах (их всего 31) стал бесплатным, количество постоянных пассажиров общественного транспорта перевалило за шесть миллионов. В знаменитом Майами разветвленная транспортная система включает в себя Metromover – бесплатные самоуправляемые поезда из небольших вагончиков. Система состоит из 21 станции и охватывает деловой центр города.

Самый свежий пример - с 1 марта отменяют плату за проезд в общественном транспорте Люксембурга. Это будет первая страна в мире, где весь общественный транспорт станет бесплатным. Решение об отмене платы за проезд в общественном транспорте было принято в связи с желанием правительства Люксембурга пересадить людей из частных автомобилей.

Ежедневно к 600 000 населения Люксембурга добавляются еще 200 000 человек, которые приезжают на работу из Германии, Франции и Бельгии. Страна, конечно, маленькая и со своими особенностями. Не будем забывать, что Люксембург - оффшорная зона. А значит, финансовые возможности Люксембурга отличаются от других государств.

Наверное, самый подходящий для России вариант - опыт Литвы и Эстонии, которые ранее входили в состав Российской империи, а позднее СССР. В Литве городок Скуодас дает местным жителям и гостям право пользоваться общественным транспортом бесплатно. В Эстонии столица Таллинн уже несколько лет как ввела бесплатный проезд в общественном транспорте. Есть одно условие: чтобы ездить бесплатно, гражданин должен стоять на учете в местной налоговой службе. Жители Таллина в местной налоговой приобретают за два евро специальную «зеленую карту», подтверждающую, что являются налогоплательщиками, и используют ее как единый проездной.

За годы эксперимента с бесплатным проездом население Таллина только за счет сменивших налоговую регистрацию выросло на 25 тысяч человек. Их налогов хватило в том числе на то, чтобы продолжить программу обновления и модернизации общественного транспорта.

Почему бы и городам России не пойти по тому же пути, что и Таллинн? Кстати, по объему ВВП на душу населения все прибалтийские страны, у которых фактически нет природных ресурсов кроме земли, обогнали Россию. Прибалты показывают нам пример, как можно эффективно использовать скромные исходные условия. Сможем ли усвоить этот урок и применить успешный опыт у себя? Хоть в Челябинске, хоть в Петербурге.

19 февраля 2020

Новости партнеров

Лента новостей
Читать все

Нашли опечатку?