Видео Андрея на YouTube набирают от 30 до 900 тысяч просмотров. В Instagram за его постами и сторис следят 67 тысяч подписчиков. Между тем мужчина - не телезвезда. Он работает тренером в обычной спортивной школе Челябинска и растит гимнастов.
Андрей рассказал корреспонденту LentaChel.ru, как относятся к спортивной гимнастике на Южном Урале, почему нет смысла сейчас открывать больше школ и что мотивирует его развивать свой блог.
– Какова миссия тренера?
– В первую очередь тренер – это человек, который передает определенные навыки в том или ином виде спорта. Но большая часть тренерской работы – показать, что для того, чтобы быть хорошим спортсменом, нужно быть еще и хорошим человеком.
– Как дети и их родители относятся к тому, что вы снимаете занятия своих учеников и выкладываете в блог?
– Позитивно. Если бы был какой-то негатив, не снимал бы. Тем более изначально одной из причин создания канала на Youtube был именно интерес родителей спортсменов. В 2015 году мы с ребятами начали ездить на сборы. Мои спортсмены тогда были достаточно маленькими: от восьми до 10-11 лет, поэтому их родители у меня часто спрашивали, как проходят тренировки и как организован досуг: мы ходили в кафе, кинотеатры и музеи. Я все сбрасывал родителям в ВК, тогда это была единственная социальная сеть, где был зарегистрирован. Родители все видели, не переживали, радовались успехам детей и были причастны к процессу.
Потом появился мой Youtube–канал. Изначально это был дневник того, чем мы занимаемся, как тренируемся, как дети выступают. Youtube хорош именно тем, что ты всегда можешь пересмотреть видео, вернуться в эти ощущения. А родители и сами спортсмены могут посмотреть свой прогресс. Кстати, после того, как я начал вести блог, большинство моих ребят завели свои каналы.
– Ваш блог сильно изменился с того времени. Например, в Instagram у вас часто проходят челленджи. У аккаунта в Instagram другая цель?
– Если я вас сейчас попрошу назвать, какие снаряды делают гимнасты, Вы назовете, сколько соревновательных снарядов в спортивной гимнастике у мужчин? А у женщин?
– Нет, этого я не знаю.
– И меня это сильно расстраивает. Когда ездим на сборы, идем по городу, нас спрашивают, каким видом спорта занимаемся. Мы говорим: гимнастикой. А нас спрашивают: художественной или спортивной? То есть у людей есть представление, что парень может заниматься художественной гимнастикой. Около 90% не знают, что такое спортивная гимнастика, хотя это один из самых сложных видов спорта. Он развивает самое большое количество навыков: силу, гибкость, координацию, скорость, ловкость. Очень многое гимнастика дает детям.
Но есть вокруг гимнастики масса абсолютно неадекватных мифов, из-за этого ее сторонятся. Поэтому наш вид спорта незаслуженно забыт. Хотя он очень медалеемкий. Сейчас действующий чемпион мира по гимнастике - наш спортсмен. В прошлом году тоже был наш гимнаст, но уже другой. Сейчас в команде мы являемся действующими чемпионами мира. Большинство населения этого не знают. А вот про футболистов почему-то почти все знают, хотя они особых успехов не добиваются. Меня это сильно задевает. Почему наш традиционно–советский/российский вид спорта остается абсолютно неизвестным, непопулярным? Есть разные мифы: высокая травматичность, «начнешь заниматься, будешь маленьким». Вся эта ерунда абсолютно не соответствует действительности. Например, по статистике по травмоопасности мы находимся рядом с конным спортом.
В Instagram я начал писать и рассказывать об этом виде спорта, чтобы хоть как-то донести информацию. Сейчас получаю много сообщений, что люди начинают заниматься гимнастикой сами или детей в секции приводят.
– Ведете блог для себя, спортсменов и их родителей или для заработка?
– Странный вопрос. У меня единственная коммерческая интеграция была на Youtube–канале, когда мы ездили в Санкт-Петербург с ребятами. Мне тогда написали производители гимнастического оборудования. Хотели прислать тренажеры, чтобы я позанимался и порекламировал товар у себя в блоге. Я предложил им другой вариант: приеду к ним на производство, посмотрю, как они это делают, и покажу своим подписчикам. Они согласились. Я говорю им, что еще интереснее будет, если кто-то из моих учеников приедет и попробует. Они говорят: да, давай. Потом мы договорились на двоих спортсменов: производители предложили оплатить нам билеты и проживание, а мы должны были прорекламировать их. Я упомянул об этом на Youtube–канале и в итоге вывез туда 10 спортсменов.
Мне постоянно пишут разные букмекерские конторы. Но я не беру их на рекламу. Не считаю, что гимнасты должны с этим ассоциироваться. Может быть, если бы был хороший спонсор, можно было бы иметь с ним дело. Но сейчас такого нет.
Мои ребята подключили на Youtube партнерские программы, мне тоже объяснили, как это сделать. Да, какая-то внутренняя реклама с сервиса идет. Они с этого что-то получают и даже пробовали дополнительно какую-то рекламу брать. Они тоже интегрируют то, что соответствует образу гимнаста.
– То есть монетезировать блог – это правильно?
– Считаю, что финансовая сторона должна быть в блогинге. Просто я из другого поколения. Если бы я думал про деньги, не работал бы тренером по спортивной гимнастике. Когда я пришел работать, у меня зарплата была 5 700 рублей. Через год она была 10 300 рублей. Через два года она была 13 000 рублей, условно говоря, и я снимал квартиру за 10 тысяч. То есть если ставить во главу угла заработок, то абсолютно точно я никогда бы не остался в гимнастике.
Сейчас ситуация не лучше. У нас в прошлом году пришло два новых тренера, молодые ребята, они набрали по 40–60 детей, больше просто не могут. У них зарплата, исходя из того оклада, который нам сделали наши депутаты и который нам установил министр спорта, даже до МРОТа не доходит, им доплачивают до минимальной зарплаты. Кто пойдет сюда работать?
Поэтому я и ребятам объясняю своим, что если они сейчас начнут вести социальные сети, то когда будут взрослыми спортсменами, может быть, у них уже будет какой-то базис. Конечно, если понимать, как это действует и как развивать социальные сети.
Именно поэтому ребята этим занимаются, к слову, достаточно успешно. Но у них это как хобби. Между тренировками они не где-то болтаются, а снимают подтягивания или другие упражнения. А потом, может, и заработают на этом.
Конечно, хорошо, что они сейчас стараются хотя бы немного монетезировать Youtube. Потому что государство нас почти не поддерживает. В прошлом декабре у некоторых моих ребят, которые показывают достойные результаты на всероссийских соревнованиях, была ставка спортсмена–инструктора. Им платили тысяч по пять, хотя бы на проезд до зала хватало. Сейчас и это убрали.
Поэтому я говорю им, чтобы заранее думали о будущем. Спортсмен и любая олимпиада – это медийное событие, в котором участвуют элитные спортсмены. И разные фирмы платят, чтобы их бренд там увидели. Спортсмен таким образом зарабатывает. Сейчас это можно делать без посредников. Есть много фитнес–моделей, которые не участвуют в олимпиадах, но на социальных сетях зарабатывают неплохо.
– Но ведь блог все равно приносит пользу? В свой аккаунт в Instagram Вы выкладывали пост, где приглашали губернатора Челябинской области Алексея Текслера посетить спортивную школу. Чтобы он сам увидел, в каком она состоянии находится. Была какая-то реакция?
– При смене губернаторов был период показухи. Алексей Текслер у себя в аккаунте написал пост, что хочет познакомиться с местами силы, значимыми объектами области, чтобы знать, чем мы можем гордиться.
А у нас тогда был полностью раздолблен методический кабинет, где ребята отдыхают между тренировками. К тому времени уже на Youtube и в Instagram были довольно-таки большие аккаунты у нас. Повлияло и то, что многие не знали, что в Челябинске есть наша спортивная школа, и что есть ребята, которые занимаются спортивной гимнастикой и добиваются успехов.
Мы участвуем в поддержании хорошего имиджа города и области: мои ребята традиционно в полном составе едут на соревнования от Челябинской области и от Уральского федерального округа, занимают призовые места на соревнованиях. В принципе, наверное, есть на что обратить внимание.
Мой пост вписывался в актуальные тенденции, о чем писал губернатор. Но сам он, естественно, не обратил внимания на этот пост. Но потом тему подхватили местные СМИ, Пикабу. То, что это вышло за рамки моего аккаунта в Instagram, помогло. После этого да, была реакция. Меня вызвали к начальнику управления на разговор про эту протекающую крышу: обещали отремонтировать. Но на мои вопросы про зарплату тренера ответили, что это в компетенции не начальника управления, а депутатов области.
Привлекать внимание к нашему виду спорта в Челябинске нужно. Потому что у нас выделяют больше миллиарда рублей из бюджета на хоккей, а, допустим, на гимнастов на две школы, где занимаются сотни детей, выделяют миллион рублей в год на все поездки, соревнования, призы и прочее.
Это же несправедливо. У меня сейчас два ученика в молодежной сборной страны состоят. Помните, в 2013 году, когда «Трактор» на Кубке Гагарина стал вторым, какое грандиозное торжество было? В том же месяце воспитанник нашей школы Михаил Кудашов стал вторым на этапе Кубка мира по спортивной гимнастике, но про это вообще никто не знает. Поэтому и нужны мои аккаунты на Youtube, чтобы показать: народ, мы есть!
– С какими еще проблемами кроме нехватки финансирования сталкиваются тренеры по гимнастике в Челябинске?
– Спрос на нас большой в городе, гимнастика – один из базовых видов спорта. Ребенок получает здесь такие навыки, которые он не получит нигде. Для нас нормально пяти–шестилетнему ребенку подтягиваться 15 раз. И даже если ребенок потом не состоится в гимнастике, он переходит в другие виды спорта и очень быстро добивается успеха там.
И школа у нас, действительно, серьезная. Конечно, если бы была другая зарплата у тренеров, больше бы молодежи шло к нам. Из тех, кто сейчас заканчивает, практически никто из них не представляет, что они пойдут дальше тренерами работать. Они видят меня. И даже те, кто начинают, говорят: мы не хотим 10 лет работать, чтобы потом, когда у нас будут подготовлены кандидаты в мастера спорта, у нас была зарплата такая маленькая.
И проблема даже не в том, что у нас в городе осталось всего две школы таких. Даже если их сейчас настроят в каждом районе, там будет работать некому. Никто же за такую зарплату работать не пойдет. Я как-то считал, что одна тренировка стоит всего около 20 рублей за одного ребенка. Поэтому гимнастика у нас сейчас выживает на каких-то фанатах и на пенсионерах. У нас сейчас больше половины тренеров в школе – пенсионеры, которые получают и зарплату, и пенсию. И на это как-то можно жить, потому что на одну пенсию страшно.
– Но Вы все равно остаетесь в Челябинске работать в этой школе?
– Мне предлагали много раз поехать работать в качестве тренера в другие города и за рубеж: Швеция, Австралия, США, другие страны. Но я отказываюсь, потому что 10 лет уже вложил в своих ребят и надеюсь, что мы до чего-то все же дойдем. Несмотря на безобразное нынешнее отношение к гимнастике в Челябинске, хочу дойти до результатов, до предела с этими спортсменами. По сути, это основная цель тренера и спортсмена: узнать, где предел твоих способностей, попытаться его достичь и посмотреть, что это будет за результат.