Автор «Уральской мадонны» одного сына сделал «космонавтом», а другого «увел» от мечты стать летчиком

Фотохудожник Владимир Белковский старшего сына Сергея сделал «космонавтом», а младшего сына Игоря привел от мечты о небе к мольберту.
Реалист и абстракционист - фотография Владимира Белковского. 60-е годы.

Челябинский фотограф и «философ фотографии», как говорили о Белковском его коллеги, родился 16 мая. Сегодня ему было бы 87 лет. Отца не стало, когда ему не было еще 64 лет.

Брат не раз подчеркивал в интервью, что большую роль в его выборе профессии сыграл отец.

В детстве ныне известный портретист Игорь Белковский мечтал стать летчиком. Но отец частенько приносил сыну из библиотеки книги по изобразительному искусству.

«Постепенно я проникся живописью. Увидев мой интерес, отец привел меня в мастерскую художника Анатолия Ладнова. Он и стал моим первым учителем. Так что мой путь художника начался с Челябинска», - рассказал в одном из интервью Игорь Белковский, Действительный член Российской Академии художеств.

В «век космонавтики», начало 60-х годов, был сделан снимок «Космонавт №», который облетел обложки и страницы многих изданий и попал даже на марку, выпущенную в ГДР к юбилею детского фонда ООН. На снимке, запечатлевшем старшего сына фотографа после зимней прогулки, мальчик в шапке, напоминающей шлем космонавтов. Взгляд ребенка был устремлен «в небо». Так получился символ времени, поэтому эта работа фотографа живет и вспоминается уже полвека. Обычно вспоминают фотографию и марку в День космонавтики, как необычный факт.

Как-то Владимира Белковского попросили рассказать, что отличает фотоискусство от других видов искусств?

И сейчас, а прошло уже много лет, эти мысли и наблюдения отца интересны и актуальны.

Первое о чем он говорит – это документальность фотографии. «Нельзя сейчас снять Пушкина. Нельзя показать с помощью фотокамеры, какие мы будем через неделю, через год. Поэтому говорят: фотография – искусство настоящего времени. Но это не совсем так. От нажатия спусковой кнопки до готового отпечатка надо, по крайней мере, несколько минут, то есть несколько десятков секунд. За это время в наш атомный век может многое произойти. И то, что было только что настоящим, станет уже прошлым», - отметил фотомастер.

Вот почему говорят: история пишется объективом.

«Любой снимок – это документ истории, - говорил Владимир Белковский, - Но, с другой стороны, далеко не каждый снимок - произведение искусства. Несколько сот или даже тысяч кадров надо сделать, чтобы получить фото, которое будет содержать эстетическую информацию. Можно сделать миллион кадров – и не получить ни одного снимка, который мог бы стать произведением искусства».

Далее Владимир Белковский рассуждал так:

«Можно взять кисть и что-то рисовать. Случайно можно получить шедевр. Но вероятность этого гораздо меньше, чем возможность выиграть в спортлото. Почему?

Речь ведь идет о произведении искусства, а рождение это – будь то картина, скульптура, книга или фото – связано совсем не с кистью и красками, гусиным пером или авторучкой, типом фотокамеры или объектива. Рождение его связано с личностью художника – с его взглядом на мир, с его чувствами, с его переживаниями и эмоциями не только в момент съемки, но и при дальнейшей работе над отпечатком».

Вспомним некоторые работы челябинского фотомастера, получившего за снимки «Уральская мадонна» и «Жизнь бесконечна» Золотую розу в Чехословакии, своеобразный «Оскар» в художественной фотографии.

16 мая 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?