Сталинская архитектура Челябинска: в чем ее достоинства

В столице Южного Урала завершена большая работа по созданию энциклопедии «Челябинск в деталях: архитектура 30-50-х годов». Фактически это период сталинского СССР.
Челябинская областная публичная библиотека

Идея посмотреть на Челябинск архитектурный пришла в голову трем дилетантам: инженеру-механику, инженеру-строителю и филологу-преподавателю. Это Владлен Феркель, Игорь Стоякин и Елена Меньшенина.

Изначальная мысль была проста: «Вот бы сделать словарик архитектурных терминов на местном материале, а от открываешь какую-нибудь книгу и начинается здание в шести осях фланкированных… на аттике… И кривая фотография какого-нибудь далекого города. Вот и поди разберись».

Для того, чтобы сделать словарь, нужно сфотографировать объекты, понять, как что называется, и все подписать.

Естественно, что списка зданий (особенно общественных и административных) с указанием годов постройки и преобладающего стиля днем с огнем не сыщешь. Энтузиасты взяли фотоаппарат и просто пошли по городу. Что им казалось подходящим - фотографировали.

Потом начали искать у блогеров фотографии интересных зданий и разыскивать эти же здания на местах. Объем информации нарастал. Решено было делать книгу по районам строго в алфавитном порядке: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Тракторозаводский. Последним был Центральный район, в самом конце которого здание Челябинского театра оперы и балета на площади Ярославского. Так получился альбом, в котором всего 290 зданий Челябинска на разных улицах: от улицы 1-й Пятилетки до Емельяна Ярославского.

Почему взяли именно этот период? Просто уже был сделан альбом по модерну в архитектуре Челябинска, а конструктивизм в чистом виде, пришедший на смену модерну, был инициаторам проекта не очень интересен.

Хотя они, конечно, прихватили здания конструктивизма, переходящего в советский неоклассицизм (термин «сталинский ампир» показался несколько некорректным). Еще один интересный период той эпохи: борьба с теми самыми архитектурными излишествами, которые по сей день радуют глаз в отличие от «хрущевок». Один из соавторов даже написал по этому поводу статью, которую тоже включили в альбом. Так что выбранный период в истории архитектуры Челябинска, как признаются, инициаторы проекта, их не разочаровал.

- Влад, сколько всего времени ушло на реализацию?

- Около двух лет. Как-то незаметно они пролетели.

- Что стало самым трудным? Такого же проекта раньше никто не делал.

- Самое трудное — сфотографировать здания и их детали с минимальными искажениями: провода, столбы, деревья, машины, люди, реклама. Сами здания часто подвергаются варварской «модернизации» - от кондиционеров до остекления балконов (кто как умеет) на фасадах, выходящих на улицы.

Понятно, что привести здание в первоначальный облик мы не можем, но старались по возможности убрать лишнее, выровнять, зашпаклевать. Иногда доходило до курьеза. На одном здании на проспекте Ленина была вывеска банка. Она не украшала фасад и пришлось ее аккуратно удалить. Иду через несколько дней по городу и вижу, что вывески банка на здании нет. Тут я испугался. К счастью, оказалось, что тот просто переехал. То есть вторая по трудности задача — привести сфотографированные объекты в товарный вид.

Третья сложность — найти описание здания (по жилым домам это было проще) и подписать архитектурные элементы. Тут у каждого составителя словарей, как оказалось, свой подход и свои названия. Приходилось искать золотую середину.

- Интересно, конечный результат соответствует первоначальному замыслу?

- Как обычно, результат оказался не таким, как ожидалось. Сам словарь получился всего на 20 страниц (около 100 понятий с иллюстрациями и адресами). А вот альбом очень велик. Как-то не предполагалось такого изначально. Стало понятно, что никто и никогда его не пролистает от начала до конца. Хотя можно водить экскурсии по отдельным домам и рассказывать заинтересовавшимся.

- Какие выводы ты сделал для себя по итогам двухлетнего проекта?

- Во-первых, Челябинск, как любой, особенно крупный, город может гордиться своим архитектурным обликом. В нем есть что посмотреть, нам есть что показать. Во-вторых, если в доме не прибирать, то он теряет свой облик. Так и здания, если их уродовать, то даже лучший дворец превратится в сарай. В-третьих, зеленые насаждения имеют свойство вырастать и закрывать замысел архитектора бесследно. Без зелени в городе не прожить. Но нужно ее формировать и обновлять (не спиливать все до ствола и не выкапывать живые деревья, потому что выделены хорошие деньги на новые саженцы).

- Так все-таки есть интерес у челябинцев к истории города?

- Когда рассказываешь, чем занимаешься, показываешь конкретные образцы совершенно далеким от архитектуры людям, видишь, как загораются глаза, как люди начинают иначе видеть свой город. Просто нужно выучить архитектурный алфавит, и «чтение» зданий затянет на всю жизнь.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
22 мая 2020

Новости партнеров

Лента новостей
Читать все

Нашли опечатку?