«Действие рождает противодействие. И в человеческом обществе так же», - размышляет он.
Политолог уверен, что до какого-то момента людей можно увлечь или напугать, но потом они перестают верить. И, что важно, бояться они тоже перестают.
И что потом? После того, как люди перестают верить и бояться, «обычно всё меняется и все качаются к прямой противоположности прошлого», утверждает Сатановский.
Говоря простым языком: «старые начальники осточертели, старые правила приелись и их пора менять».
А для этого, замечает автор заметок, у каждого времени свои методы: «костёр и дыба, пытки и распятие на кресте, ссылка и расстрел, исключение из партии и университета. Запрет на веру и запрет на неверие, на брак с иностранцем и на эмиграцию, на частную собственность и на демонстрации и пикеты». Дальше политолог ищет ответ на вопрос: кто от всего «этого» выигрывает в первую очередь?
И приходит к выводу, что «от обрушения всего этого выигрывают уголовники». Потому что они оказываются «подготовленными» к переменам: «им и так старые запреты были по барабану». А тут стало «в эпоху перемен» вообще бояться нечего.
А потом они приходят к власти, констатирует политолог, осваивают активы и «вводят свои запреты на всё, что им кажется опасным для сохранения этой власти и этих активов».
Еще об одном «законе» жизни говорит Сатановский в своих заметках: «нигде и никогда лучше и только лучше от смены формации не становится».
И еще: «нигде никогда никто из этого не извлекает никаких уроков».
Что обычно происходит: «старое шельмуется. То, что было до него, романтизируется и неуклюже копируется, доходя до гротеска», считает Евгений Сатановский.
И сколько может такое продолжаться? На это Сатановский отвечает так: пока все эти нововведения не осточертеют «достаточно большому количеству людей, до которых доходит, что им в очередной раз втюхивают фуфель, пирожок ни с чем».
Что им, как говорится, «парят мозги». Или еще так можно сказать: «нагибают и объегоривают».
Но о том, что им «парят мозги», все понимают не в один день, а постепенно. Должна собраться критическая масса тех, кто это понял.
Вот тогда, когда критическая масса таких людей наберётся, всё начинается сначала, говорит Сатановский. Он это назвал циклом повторения человеческих заблуждений в природе.
Раз будет повторение, то будут и новые «герои». Процесс будет продолжаться. «И всегда впереди этого процесса, вперемешку с романтиками жулики, уголовники и наиболее шустрые, сообразительные и гибкие представители старой элиты», утверждает Сатановский. Именно они, считает политолог, первыми чуят, куда подул ветер. И в итоге в любой ситуации они оказываются наверху.
С этим можно поспорить? Наверное, почему бы и нет. Но можно и взять «определенное время» в жизни страны и рассмотреть его через призму тех тезисов, которыми поделился политолог. Что-то подсказывает, что во многом он окажется прав.