«Третью неделю льют дожди» - на старых фотографиях «лирического» десятилетия

Когда-то в детстве играл на аккордеоне «Вальс в ритме дождя». Были в нем такие строчки: «третью неделю льют дожди».
«Третью неделю льют дожди» - на старых фотографиях «лирического» десятилетия
Летний дождь. Фото Владимира Белковского.

А ведь было и так: дожди шли днями и неделями. Последние годы такого не наблюдается в Челябинске.

А вот дожди из «той» жизни, когда фотографии еще были черно-белыми, из архива отца, челябинского фотографа Владимира Белковского. Дожди в Челябинске в конце 60-х годов. Период так называемых лирических шестидесятых.

Это было время «физиков и лириков». А еще время замечательных стихов – поэты Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина, Окуджава, Вознесенский. Конечно же, не только они.

Время, когда кино не всегда еще было цветным, а фотография уж точно была черно-белой. Фотография – материализованная память, остановленная эмоция, впечатление, настроение.

Людям, особенно художникам, хотелось это проживать самим и оставить на память.

Давайте в эти начавшиеся жаркие дни в Челябинске совершим летнюю прогулку по улицам Челябинска в пору «лирического десятилетия».

Возможно, что настроение, интонация культового уже фильма «Я шагаю по Москве» появилось именно из такого «дождливого» кадра: помните – девушка идет под дождем, а вокруг кружится парень на велосипеде с зонтом в руке.

Вот как знаменитая песня из культового кинофильма «зазвучала» под челябинский снимок – с афишей фильма «Я шагаю по Москве». Читаем на афише, мимо которой прыгает малыш в плаще: новая широкоформатная кинокомедия с 18 июля. То есть пришла она к зрителю летом, как и сами события этой киноленты.

В кадре афиша кинотеатра, в котором можно было посмотреть новый фильм – это «Родина» у реки.

Зонты и дожди тех лет на фотографиях тоже остались. Сейчас на это приятно посмотреть, хоть и детство мое было сознательным чуть позже. Сейчас в этих кадрах можно увидеть чуть больше, чем тогда, когда фотограф нажимал на затвор фотокамеры.

Кадр должен вылежать, повторял мой отец, Владимир Белковский, признанный фотомастер тех лет. Мне кажется, что эти кадры «вылежали» достаточно, их хочется показать и увидеть.

Вот улицу переходит молодая женщина с коляской. Какую именно улицу– не скажу. Но то, что она из 60-х, легко понять. И по модели коляски и по троллейбусу с автомобилем «Победа». И по улыбке на лице. Кому улыбается на ходу молодая мама? А может быть, улыбка просто, без всякой веской причины.

Это та же интонация, что и в фильме Данелия, когда вокруг девушки , идущей под дождем, кругами ездит парень на велосипеде и с раскрытым зонтом в руке. Наверное, в те годы сюжет фильма мог бы повториться во многих крупных городах страны. Или это только кажется сейчас так?

Мне он дорог, этот снимок, прежде всего тем, что когда обнаружил его в семейном архиве, в душе зазвучала песня из любимого фильма, который давно уже не смотрел, но с удовольствием хочется увидеть снова.

Вспомнили имена поэтов тех лет. Можно сказать, что в истории челябинской фотографии 60-х тоже были свои имена – Владимир Белковский, Юрий Теуш, Юрий Рожков, Евгений Ткаченко, Леонид Пикус, Михаил Петров, Сергей Васильев. Список имен можно продолжить.

На их снимках остались память и образы тех уже далеких, шестидесятых.

25 мая 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?