«Не лень ему было все это писать гусиным пером?». Надо ли сегодня вспоминать Пушкина?

Сегодня, 6 июня – день рождения поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин на улице Челябинска. Фото Сергея Белковского.

Нужно ли сегодня вспоминать, напоминать об этом? Вообще нужен ли нам сегодня Пушкин, поэт, который в руках не держал смартфона и все свои произведения написал гусиным пером?

А если Пушкин нужен, то зачем? Вопрос не праздный: ведь все, о чем писал классик русской литературы – давно стало историей. Многое с тех времен «утекло», о чем поэт даже и подозревать не мог.

Вопросы эти не из школьной программы. Но задуматься над ними есть повод как раз в день его рождения. И юбилейный год или обычный – тут не главное.

Возможно, что огромную славу Пушкину сделала советская педагогика, когда с младших классов по старшие «проходили» творчество этого поэта.

После школы многие люди готовы признать: брать в руки томик великого поэта им уже не хотелось.

Но почему-то им все равно повторяют: Пушкин был и остается «нашим всем». Был и остается «солнцем русской поэзии». Почему так? Нет ли здесь преувеличения, какой-то «инерции»?

«Что делает народ народом и даёт нам возможность быстро и точно понимать друг друга? Общий язык, знакомые образы, известные герои, типичные способы разрешения жизненных ситуации. Всё это даёт нам литература. И в первую очередь – Пушкин.

Это все - основа нашего взаимопонимания», - считает секретарь Союза писателей России, челябинский культуролог Нина Ягодинцева. Она считает, что Пушкин был и остается нашим «кодом».

«И код этот нужно передавать из поколения в поколение, иначе народ потеряет основу для взаимопонимания и перестанет быть народом, просто рассыплется», - говорит Ягодинцева.

Мы стали с ней «разбирать» школьную программу «с Пушкиным» и пришли к выводу, что да, она, скорее всего, не делает Александра Сергеевича любимым поэтом.

Но, может быть, это и не её задача. Главное: школьная программа вводит ребенка и молодого человека в общественный диалог, даёт язык и правила для этого общения.

И эти правила должны быть усвоены ребенком, как должен он научиться пользоваться ложкой во время еды, чистить зубы, переходить на зеленый свет дорогу, чтобы не попасть под машину. Усвоить все это для того, чтобы затем нормально себя чувствовать в обыденной жизни.

Ягодинцева отметила еще одну важную «пушкинскую деталь»: у него есть «ещё одно жизненно важное для нас свойство: духовная гармония. Благодаря ей и в светлые, и в мрачные бездны бытия поэт мог смотреть, не разрушаясь. И нам нужно этому учиться – чтобы, проходя повороты истории, уцелел народ», - считает культуролог.

Да, много «воды» утекло с пушкинской эпохи. За два века сменилось несколько социальных систем, сильно изменился быт, но человек-то остался прежним. «Именно литературная классика, и в первую очередь Пушкин, в своих произведениях дают наиболее точные ответы на вопросы нравственного характера», – добавляет Нина Ягодинцева.

Поэтому именно этот поэт был и остается одним из тех, кто нас соединяет в единый народ.

А открыть для себя Александра Пушкина как личного собеседника каждый сможет, если, конечно, захочет, считает культуролог.

Кстати, в последние месяцы, получившие название режима самоизоляции из-за коронавируса, о Пушкине вспоминали в «новом свете».

У него тоже был когда-то свой период «самоизоляции», получивший название «болдинской осени». Поэту пришлось задержаться в деревне, так как вокруг началась эпидемия. И эти недели изоляции стали самыми плодотворными в его творчестве. Здесь появились многие страницы «Евгения Онегина», здесь были написаны «Маленькие трагедии».

И этот «пушкинский урок» тоже важен и полезен для многих людей этой весной.

«Не лень ему было все это писать гусиным пером?», - эту фразу услышал в челябинском парке имени Пушкина. У памятника поэту стояли две девочки-подростка. В руках, как положено, смартфоны. Потом они сделают селфи «на фоне Пушкина». Подростки что-то говорили про Пушкина, тогда-то одна из них и произнесла эту фразу про гусиное перо.

Писать гусиным пером, наверное, было непросто. Но хорошо, что поэта это не остановило, и он написал то, что мы читаем и «проходим» в школе уже много десятилетий. Написал то, что давно стало нашим «кодом».

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
06 июня 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?