«Душа» адмирала встретилась на Южном Урале

Приятно делать открытия летом. Даже, когда за ними не нужно далеко ехать, когда они – «под ногами».
«Душа» адмирала встретилась на Южном Урале
Бабочка Адмирал. Фото Юрия Шинкаренко.

«Адмирал – бабочка из семейства нимфалид – легко узнаваема по оранжевым перевязям на темных крыльях. Говорят, русское название бабочки появилось благодаря этим перевязям.

Бегло полистал картинки с адмиралами (военными), пытаясь найти сходство, и, честно, порадовался за природу: тут адмирал представительнее», - написал уральский писатель и журналист Юрий Шинкаренко, мой студенческий товарищ.

«Высоко ценил красоту этой бабочки писатель Николай Никонов: «Адмирал - самая редкая бабочка из племени крапивниц-репейниц, и, помню, был памятно обрадован, когда поймал на пустыре за огородом эту бойкую красивую нимфалиду.

Адмирал на Урале, мне думается, также перелетная, кочующая бабочка и даже, возможно, залетная. Осенью пятьдесят первого она попадалась часто. Еще раз я видел ее в следующую осень. С тех пор она словно вымерла. Я не мог встретить ни одного экземпляра». Это Николай Григорьевич про Екатеринбург, напомнил Юрий Шинкаренко.

Он считает, что на Южном Урале многое по-другому. «Но и здесь Адмирала я давно не встречал. Вот и сегодня подумал сначала: многоцветница. Какова же была радость, когда проявились среди сорняков адмиральские ленты. Вот так запросто, среди примятой травы – перевязи высокого достоинства».

Фото бабочки он опубликовал на своей странице в Фейсбуке.

«А какая ее величина? Я уж и забыл, возможно, и видел таких бабочек только в детстве. А каких тогда бабочек мы только не видели! Были и с руку величиной», - пишет автор одного из комментариев.

«Она крупнее многоцветниц - первых наших весенних бабочек. Почти в пол-ладони взрослого человека», - ответил автор снимка.

А мне эта публикация напомнила встречу с Николаем Никоновым – в Свердловске, в студенческие годы. Было это, кажется, в библиотеке имени Герцена.

Запомнились два момента. После встречи к писателю подошла женщина и попросила оставить автограф, протянув ему книгу. Никонов взял и вернул ее. «Это же не моя книга. Нет, на книги других писателей ставить автограф не буду. Так нельзя».

И еще: речь зашла о «художественной среде», как она влияет на восприятие.

Никонов привел такой пример: «Повесьте на стене картинной галерее рваный сапог и – найдутся искусствоведы, которые в этом отыщут художественную идею и смысл. Потому что сапог – не на помойке, а на стене среди картин».

Этот пример запомнился на долгие годы. Не раз вспоминал его.

И еще вспомнились работы челябинского художника Александра Разбойникова, которого называют «певцом бабочек». Наверное, есть в его работах и адмирал, скорее всего, есть. Ведь он когда-то создал единственную рукотворную книгу «Бабочки Челябинской области».

Последние годы художник работает над фундаментальной серией «Бабочка – душа мировая».

Итак, в Челябинске живет художник, на картинах которого всегда только лето. Его картины могли бы считать своими в Египте и Индии, в Греции и Перу, а между тем сам он ни в одной из этих стран никогда не бывал.

Лето на его картинах всегда потому, что главными его героями уже много лет стали бабочки, а они существуют только летом.

Пожалуй, Разбойников - самый известный художник, рисующий бабочек. Челябинский автор создал даже работу «Пантеон бабочек», которую составили 167 бабочек, летающих в России. За нее он получил особое место в книге рекордов России.

Много раз писал про Александра Разбойникова, как певца бабочек. Пришло время сказать о нем, как о художнике, который создает еще и древние цивилизации.

Возможно, это особый жанр. Потому что то, что делает Разбойников – сродни мозаике. На одном листе собираются изображения артефактов из одной древней цивилизации и бабочки, которые что-то значили для тех древних людей. Как правило, бабочки означали для людей разных континентов одно и то же – олицетворяли душу и красоту. Так, индейцы майя, погибшие, становились бабочками и так продолжали свою жизнь.

— Начиная интересоваться бабочками, – говорит Александр, – думал, что они только символ красоты. Но сейчас могу констатировать: интересуясь подробностями любой древней цивилизации, встречаю там бабочек. Так они стали для меня главной темой в творчестве, только представление о них расширяется с каждым годом.

«Бабочки – душа мировая» – так назвал художник тот цикл, над которым работает в последние годы. Нас часто разъединяют – жителей разных стран и континентов – границы, образ жизни, религия.

Бабочки, как символы души в разных цивилизациях, считает Разбойников, служат тем символом, который объединяет разных людей. Поэтому его картины были бы интересны в разных уголках планеты. Судите сами – вот уже есть Атлантида, Аркаим, древние цивилизации Египта, Перу, Индии. Появились работы, посвященные древней цивилизации Майя.

В каждой работе у Александра Разбойникова изображаются реальные артефакты древности. Реальные бабочки, делается подробное описание, поясняющее тот арт-рассказ, что сделал уральский художник.

«В каждой моей работе «про цивилизации» очень большая подготовительная работа. Когда нужно по крупицам собирать знания предков, бережно переносить в свои работы детали быта, одежды, артефакты. Не случайно моими рисунками ученые любят иллюстрировать свои исследования», - говорит художник.

В планах автора – снова бабочки. Уже в китайском цикле. Готовы уже несколько десятков работ, которые автор показал мне первому. И не зря, я вспомнил, что в Китае собирался альбом о «Поднебесной, где авторами должны стать российские художники. Работы челябинского художника вполне могли бы занять в нем свое место.

Не удивлюсь, если придет время и художник со своей выставкой «Бабочки – душа мировая» начнет ездить по странам и континентам. Пока же он частый гость на встречах в родном городе.

Такие вот «воспоминания» принесла встреча с адмиралом на юге Южного Урала – в Оренбургской области.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
01 июля 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?