Загадки о городе, которого нет на карте, собрались под одной «обложкой»

Почему не средний танк Т-34, а тяжелый ИС-3 стоит на пьедестале в Челябинске? На этот вопрос сегодня смогут ответить не все жители города, получившего в годы Великой Отечественной войны второе имя – Танкоград.
ЧТЗ. Фото военных лет.

«По городу, которого нет на карте» – называется книга челябинского журналиста Сергея Белковского. Автор собрал в ней свои «открытия» Танкограда. Автору о многом пришлось узнать впервые, хотя Челябинск – его родной город.

Южный Урал называют местом, где ковался ядерный щит страны. Но еще раньше здесь был создан броневой «щит», за что Челябинск и назвали Танкоградом.

«Опорный край державы» сыграл беспрецедентную роль в приближении Победы. В годы Великой Отечественной в Челябинске была создана уникальная система производства бронетехники и подготовки танкистов. Здесь располагался Наркомат танковой промышленности.

Музей ЧТЗ ввел в туристическую жизнь новый городской маршрут – по главной улице Танкограда. Экскурсия начинается с моста, который сегодня пересекает проспект Ленина.

В 30-е годы это была улица Спартака. Железнодорожный путь появился еще до революции, он связывал Челябинск с Екатеринбургом.

С начала войны по старой ветке с завода пошли эшелоны с бронетехникой. В мае 1943-го, по рассказам старожилов, здесь сошел с рельсов состав, часть танков загорелась.

Место аварии сразу оцепили, искали диверсантов. Но причиной ЧП оказалась неисправность пути.

Когда День Победы был объявлен официальным праздником в стране, на пьедестале в центре Комсомольской площади был установлен танк «Иосиф Сталин», который стал одним из символов Челябинска.

ИС-3 стал достойным ответом немецкому «Тигру», с которым было сложно вести бой легендарной тридцать четверке. Именно ИСы стали танками Победы – они воевали на улицах немецких городов, участвовали в штурме Берлина.

Кстати, на пьедестал ИС-3 взобрался своим ходом по специально построенной эстакаде. На постаменте высечены слова поэта: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом».

В Челябинске до сих идут споры о том, кто автор этих слов.

А легендарные «тридцать четверки» в Танкограде выпускались тоже. Летом 1942 года, когда немецкие войска рвались к Волге и Кавказу, челябинский Кировский завод получил срочное задание: продолжая выпуск тяжелых танков КВ, организовать массовое производство тридцать четверок.

На одном оборудовании, в тех же цехах предстояло делать два совершенно разных танка.

15 июля на предприятие приехали нарком Исаак Зальцман и секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Николай Патоличев. Они озвучили беспрецедентную задачу. История еще не знала таких примеров. Считалось, что перестроить завод под принципиально иную модель технически невозможно, но коллектив с задачей справился.

В кратчайшие сроки было создано конвейерное производство боевых машин – разработана технология изготовления более двух тысяч деталей, сделано более 500 штампов и пять тысяч единиц оснастки.

За считанные дни было установлено более тысячи единиц вновь прибывшего оборудования, около 700 станков переместили из одного цеха в другой. Конструкторы, технологи трудились по 12 и более часов, многие неделями не покидали завод. Трудовой героизм стал массовым.

В результате за 38 дней челябинцы сумели освоить производство совершенно новых для предприятия средних танков.

«В истории нашей страны есть события, которые не должны быть подвластны времени, с каждым прожитым годом они высвечиваются все ярче, – считает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. – Великая Отечественная война и вклад тружеников Танкограда в великую Победу из их числа».

Об этом – книга «По городу, которого нет на карте», которая недавно вышла в свет и презентация которой должна состояться в музее ЧТЗ.

Кстати, в июле стало известно, что книга челябинского автора была отмечена золотой медалью на всероссийском конкурсе «Патриот России».

Еще одна загадка, ответы на которую можно найти на страницах этой новой книги.

Что общего у города, который назвали Танкоградом и любимым героем детского мультфильма про Чебурашку? Оказывается, это не только то, что имя города и имя героя мультфильма начинается на одну букву «Ч».

Автором знакомого всем образа стал мультипликатор Леонид Шварцман, работавший в годы Великой Отечественной войны на ЧТЗ, куда он приехал в эвакуацию.

14 июля 2020

Новости партнеров

Лента новостей
Читать все

Нашли опечатку?