«Пусть выйдет «горбатый». И он вышел – 1 октября

1 октября 1960 года с конвейера сошел знаменитый советский автомобиль «Запорожец».
«Пусть выйдет «горбатый». И он вышел – 1 октября
Автомобиль Запорожец. Фото из открытых источников

Этот автомобиль был достаточно дешевый, в сравнении с той же «Волгой».

Помните – оба эти автомобиля стали «героями» кинокомедии «Три плюс два» - про отдых трех друзей и двух подруг в Крыму.

В отличии от престижной «Волги» автомобиль «Запорожец» был предметом гордости и насмешек одновременно.

Среди его «имен» в народе было и такое – «горбатый».

«Я сказал, пусть выйдет «горбатый». И он вышел», - так можно пошутить, вспоминая фразу Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя».

«Горбатый» выпускался в первоначальном виде до 1962 года, а потом эта машина была модифицирована в другие модельные ряды.

В сентябре 2008 года Запорожский автозавод перестал выпускать автомобиль ЗАЗ-1103. «Славута» – это был последний потомок «горбатого» ЗАЗ-965.

Прекратить выпуск «Запорожца» вынудили производителя экологические требования Евросоюза, куда стремилась попасть независимая Украина.

А что же знаменитая советская «Волга»? Об этом автомобиле было и будет снято еще, наверное, немало фильмов. Теперь уже документальных. Как о событии в жизни Советского Союза времен оттепели. Как о мечте советского человека, для большинства несбыточной.

Кстати, автомобиль этот мог составить конкуренцию американским и европейским автомобилям начала 60-х годов. Предпосылки для этого были и этого за океаном опасались.

Особенно, после того, как Никита Хрущев во время своего посещения Соединенных Штатов заявил, что Советский Союз может поставлять в Америку свои автомобили. Этого тогда не на шутку испугались.

Но таких поставок не произошло. Почему – особая история. Сейчас же отдадим дань достижению и символу советской эпохи начала 60-х – автомобилю «Волга».
До сих пор встречаем его в советских кинофильмах, ставших классикой.

Вот Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского угоняет очередной автомобиль у «расхитителя социалистической собственности». Конечно же, он — «Волга», просто на зарплату, если ты не космонавт и не народный артист приобрести его было невозможно.

И - по деньгам, пять тысяч рублей, да и очередь нужно было отстоять, чтобы получить право потратить эти деньги на такой автомобиль.

А вот сцена – момент обмена разведчиков в фильме «Мертвый сезон». Кроме героя в исполнении Данатоса Баниониса запомнились три «Волги», синхронно выполнившие поставленную задачу.

Детство мое прошло в пятиэтажке, где было четыре подъезда. Автомобилей у жильцов было несколько. И всего одна «Волга». Этот автомобиль останется символом эпохи – как спутник, как полеты первых космонавтов. Как дома-«хрущевки», которые тогда воспринимались, как достижения, ведь в них переезжали из бараков.

Редко, но и на челябинских дорогах можно иногда встретить «Волгу», дожившую и добежавшую до наших дней. Останутся они на улицах Челябинска и благодаря этой фотографии. Площадь Революции, морозная зима, начало или середина 60-х.

Фотография эта из архива семьи Лаптевских. С момента первой публикации ее в моем цикле «Ностальгические прогулки по Челябинску» она уже стала по-своему популярной и живет своей жизнью, часто появляясь в разных публикациях в интернете. Думаю, популярность этого снимка именно в этом – не только документ, но – символ эпохи.

01 октября 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?