Всепогодный аэропорт? Почему задержали 15 авиарейсов в Челябинске?

Сегодня непогода привела к задержкам многих рейсов в аэропорту Челябинска. Это вызвало естественное недовольство пассажиров.
Всепогодный аэропорт? Почему задержали 15 авиарейсов в Челябинске?
Фото: Facebook/Аэропорт Челябинска

Многие южноуральцы тут же вспомнили, что пару недель назад собственники аэропорта Челябинска обещали губернатору региона Алексею Текслеру, что уже в ноябре будут завершены все необходимые работы и челябинскому аэропорту присвоят третью категорию международной организации гражданской авиации ИКАО. Это, мол, даст право аэропорту принимать воздушные суда в условиях ограниченной видимости.

«Недавно несколько дней стояли туманы серьезные, и тема доступности в любую погоду нашего аэропорта поднималась, когда эта работа будет завершена, когда мы получим максимальный уровень ИКАО», - отмечал не так давно губернатор Алексей Текслер.

Что случилось?

Ноябрь еще не наступил, но остались же какие-то считанные дни. Видимо, удар непогоды утром 27 октября оказался слишком неожиданным для руководства и сотрудников аэропорта. Но в результате авиапассажиры в очередной пострадали из-за задержек рейсов. Отправка семи самолетов и прибытие еще восьми была задержана. Изменится ли что-то в ноябре?

В редакцию Lentachel.ru обратились сегодня читатели (они же авиапассажиры) с ехидными вопросами типа «Что же это за всепогодный аэропорт в Челябинске построили? Если он закрывается от малейшего выпадения снега и небольшого ветра».

Мы обратились за комментариями по поводу задержек рейсов в пресс-службу аэропорта и получили ответ:

- Аэропорт был открыт! Отмена рейсов, задержка из аэропортов вылетов по решению авиакомпаний. Третья категория ИКАО позволит принимать воздушные суда в условиях ограниченной видимости. К сегодняшним погодным условиям это никак не относится. Авиакомпании задержали рейсы и отменили маршруты в связи с резким порывистым ветром, который достигал 25 метров в секунду. Нервозную обстановку нагнетают не пассажиры, а СМИ, когда не берут комментарии и пишут отсебятину.

Южноуральцы-скептики тем временем недоумевают: «Зачем же надо было вбухивать такие серьезные деньги в аэропорт? Если при ветре, снеге и тумане летать нельзя? А в тихую солнечную погоду и раньше самолеты летали».

Возможно, аэропорт сможет ответить на эти вопросы с цифрами и фактами в руках. Но в идеале надо дождаться ноября или даже декабря. И тогда уже повторять вышеуказанные вопросы.

Власти Челябинской области продолжают работу с аэропортом с целью улучшения сервиса (по этому поводу пока вопросы все же остаются) и ради расширения географии полетов. Обновленный сектор международных воздушных линий челябинского аэропорта будет введен в эксплуатацию в мае 2021 года. Такой срок обозначили в ходе совещания губернатор Алексей Текслер, представители Минтранса России и руководство компании «Новапорт».

Будут открываться и новые авиамаршруты. Причем, помимо традиционных коммерческих рейсов существуют субсидируемые региональными властями. В 2021 году количество таких субсидируемых авиамаршрутов в Челябинской области увеличится до 19. В региональном бюджете запланированы средства на эти цели, несмотря на то, что общие доходы бюджета в условиях кризиса заметно снижаются.

Из челябинского аэропорта будет работать 17 авианаправлений: Пермь, Нижний Новгород, Омск, Казань, Самара, Красноярск, Сургут, Волгоград, Ростов-на-Дону, Мнеральные Воды, Краснодар, Калининград, Ханты-Мансийск, Норильск, Мурманск, Махачкала, Геленджик. И еще два направления будет работать из Магнитогорска: Сочи и Новосибирск.

Итак, это все официальные планы развития аэропорта и авиамаршрутов. Однако планов и в прежние годы было много. Выполнены были далеко не все.

Получится ли вернуть кредиты?

Традиционный критик региональных властей, политолог Александр Подопригора в декабре 2019 года, когда эпидемия коронавируса еще только начиналась в Китае, писал в своем блоге:

«При нынешнем убогом пассажиропотоке, ценах и трендах на рынках перевозок, а также социально-экономической стагнации в регионе, свежевыкрашенный челябинский аэропорт станет банкротом в самом недалеком будущем - вот о чем нужно думать сегодня, а не лавры делить (по внебюджетным расходам на строительство новой аэропортовской структуры речь шла о кредитах и собственных средствах «Новапорта» в размере 5 млрд рублей, Счетная палата России подтвердила расходы более чем в 2 млрд на 31 марта – эти деньги нужно будет отдавать). И если сегодня обслуживается 1,5 млн пассажиров в год (что очень мало), а после завершения реконструкции (с учетом ввода второй очереди – хорошо, если через два года) сможет обслуживать порядка 3,5 млн – это не значит, что эти два миллиона человек, необходимые для рентабельной работы, уже стоят в очереди: их нет и не предвидится».

Эпидемия коронавируса, повлекшая за собой закрытие границ, нанесла сильнейший удар по экономике. Ущерб понесли все, авиаотрасль пострадала, возможно, сильнее остальных, особенно в апреле. На странице челябинского аэропорта в Facebook указано, что за 9 месяцев 2020 года пассажиропоток упал. Цитирую: «С января по сентябрь аэропорт обслужил 859 327 пассажиров. Это на 34% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда пассажиропоток составил 1 293 867 человек».

Спрашивается, получится ли в 2021 году хотя бы вернуть объемы 2019 года? Иначе тревожные прогнозы Подопригоры по поводу кредитов на реконструкцию, которые надо возвращать, увы, сбудутся.

А при наличии серьезных финансовых проблем реально улучшать пассажирский сервис и обеспечивать взлет и посадку в любых погодных условиях будет трудно вдвойне. Впрочем, могут в условиях непогоды сыграть свою роль и решения авиакомпаний. Однако эти решения, надо полагать, связаны с реальным техническим состоянием того или аэропорта.

Что такое третья категория ИКАО?

Согласно данным aviateka.su, третья категория ИКАО делится в свою очередь на три позиции.

Категория IIIA допускает точный заход на посадку и посадку по приборам с высотой принятия решения менее 30 метров над взлетно-посадочной полосой (ВПП) или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 метров. Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIA, должен обеспечивать автоматическое снижение и предпосадочное выравнивание.

Категория IIIB предусматривает точный заход на посадку и посадку по приборам с высотой принятия решения менее 15 метров над ВПП или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 метров, но не менее 50 метров. Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIB, должен обеспечивать автоматическое снижение, предпосадочное выравнивание и посадку.

Категория III С допускает посадку при любых условиях видимости без ограничений (вплоть до «ноль на ноль», т.е. полного отсутствия видимости по горизонтали и вертикали). Самолет, оборудованный в соответствии с категорией IIIC, должен обеспечивать автоматическое снижение, выравнивание, посадку и пробег по ВПП, используя автопилот самолета и приборы, установленные вдоль поверхности ВПП.

Вот интересно, если челябинскому аэропорту в самом деле в ноябре дадут третью категорию, то какую именно из вышеназванных?

27 октября 2020

Новости партнеров

Нашли опечатку?