В течение суток все мы испытываем влияние на наше поведение и самочувствие циркадных ритмов. Они заводят наши внутренние часы, и в зависимости от того, когда мы бодры, а когда - вялы и сонливы, принято считать себя либо «ночной совой», либо «утренним жаворонком».
Однако эта «орнитологическая» самоидентификация не всегда верна. Исследователь физилогии человека из РУДН Дмитрий Свешников утверждает, что хронотипов человека гораздо больше, и предлагает пересмотреть существующую «пернатую» классификацию.
В последнем исследовании ученого участвовали 2300 человек. Тесты и анкеты, разработанные специалистами-сомнологами, позволили подтвердить ранее выдвинутую Свешниковым и его коллегами гипотезу, что существуют шесть ярко выраженных категорий циркадного поведения. К уже упомянутым и всем известным «сове» и «жаворонку» добавляются четыре новых хронотипа:
- высокоактивный тип,
- дневной сонный тип,
- дневной активный тип
- умеренно активный тип.
Добавим для полной точности, что 5 процентов исследуемых так и и не смогли отнести ни к одному из шести хронотипов. И название этой группе феноменов пока не придумали.
А среди классифицированных бодрость и энергичность проявляют себя так:
- «жаворонки», или утренние типы, проснувшись рано утром бодрыми и энергичными, к середине дня опускаются до среднего уровня работоспособности, и к вечеру теряют ее напрочь;
- «совы» соответственно прямо противоположны им, достигая своего высокого уровня только ночью;
- высокоактивные типы демонстрируют в течение дня практически одинаковые показатели;
- дневные сонные типы, начав с утренней бодрости, в середине дня опускаются до низкой активности, и потом уже не поднимаются выше средних показателей;
- дневные активные типы достигают максимума своей бодрости и энергии в середине;
- умеренно активные типы в течение всего дня находятся на низком уровне знергетической «подпитки».
Любопытно, что наиболее распространенным хронотипом в этом исследовании оказались «совы», а высокоактивных в течение всего дня типов набралось всего 9 процентов.