Мы ранее сообщали об этом решении. Расследование длилось без малого три года.
Начало
Эта история началась еще 5 мая 2018 года, когда оппозиционер Алексей Навальный объявил всероссийскую акцию «Он нам не царь». В тот день во многих городах люди вышли на мирные акции протеста против четвертого срока президентства Владимира Путина.
Не менее трех тысяч человек поддержали акцию протеста и в Челябинске. Горожане с лозунгами и транспарантами прошли от памятника Курчатову до Алого поля. Официального разрешения на мероприятие от городской администрации они не получали. С другой стороны, по Конституции такого разрешения участникам мирной акции протеста и не нужно.
В районе перекрестка проспекта Ленина и Свердловского проспекта демонстрантов встретили Росгвардия и полиция, которые попытались не допустить митингующих на Алое поле. Однако сторонники Навального все же прорвали оцепление.
В результате более 150 человек были временно задержаны, а в отношении двоих – 43-летней Оксаны Ереминой и 26-летнего Юрия Вашурина – даже возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство по предварительному сговору». Часть задержанных были впоследствии подвергнуты административному штрафу. Эти решения о штрафах в дальнейшем обжаловались вплоть до Европейского суда по правам человека.
Как указала по горячим следам пресс-служба администрации Челябинска, для охраны правопорядка к месту проведения политического мероприятия были стянуты необходимые силы полицейского гарнизона, включая СОБР и ОМОН. А сотрудники всех подразделений вели себя, дескать, максимально корректно. Задержания проводились в рамках действующего законодательства, и только в крайнем случае, особенно когда речь шла об откровенных провокациях, направленных на дестабилизацию обстановки и развитие конфликтных ситуаций между гражданами.
Как указало следствие, вместе с другими митингующими Еремина и Вашурин прорвали полицейское оцепление, чем помешали пешеходам и дорожному движению. В квартирах обвиняемых прошли обыски. Под домашний арест активистов сажать не стали, но подписку о невыезде они подписали.
На суде гособвинение запросило для обоих обвиняемых по три с половиной года лишения свободы. Кстати, статья УК РФ, по которой было возбуждено уголовное дело, вообще предусматривает до семи лет.
Политическое дело грозило перерасти в показательную порку. Дошло до того, что вмешался даже Следственный комитет России по Челябинской области.
– Подключение Следственного комитета к делу о майских событиях подтверждает намерение правоохранительных органов подвергнуть участников протестной акции уголовному преследованию, – не сомневался исполняющий обязанности координатора штаба движения Алексея Навального в Челябинске Алексей Мезяев.
Продолжение
Отстаивать права обвиняемых активистов взялся известный челябинский адвокат Андрей Лепёхин.
Фигуранты уголовного дела и их родственники весь период расследования и суда жили под гнетом – что же будет дальше? На завершающее слушание в суде мама Вашурина даже принесла на всякий случай узелок с теплыми вещами и необходимыми в быту предметами.
– Как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее. Ну, всяко же бывает. Я готовилась к худшему, – признается она.
Суд, кстати, длился более года. За это время стороны предоставили массу доказательств и аргументов, и в итоге (в кои-то веки!) Фемида встала на сторону обвиняемых. В спорах граждан и государства в современной России такое случается редко.
– Действия как Ереминой, так и Вашурина не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния. Из показаний свидетелей не следует, что Еремина и Вашурин, действуя в группе лиц с неустановленными лицами, совершили лично какие-либо действия, направленные на нарушение общественного порядка, – огласила вердикт судья Ирина Шершикова.
Этот приговор стал глотком свежего воздуха для обвиняемых и их родственников.
– Право на реабилитацию мне, на самом деле, не так важно, если честно. Мне главное, что меня оправдали, – признался на ступенях суда Юрий Вашурин.
Оксана Еремина со своими дальнейшими действиями пока не определилась. Сначала она хочет обсудить детали со своим адвокатом.
– Закономерный итог двух лет девяти месяцев моей работы по уголовному делу. Через год суд оправдал участницу этого митинга мою подзащитную Оксану Еремину. Все это дело – это попытка запугать гражданских активистов. Больше десятка обысков, задержания и доставления для допросов десятки активистов. В расследовании задействовано многочисленное количество следователей, экспертов, специалистов и оперов из разных подразделений МВД и не только. Прокурор района лично своими постановлениями указывал на всех участников митинга как на хулиганов. Результат этих усилий и бюджетных трат – оправдание с правом на реабилитацию, – подвел итог процессу адвокат Андрей Лепёхин.
Правозащитник Алексей Табалов был более категоричен.
– Это дело изначально было политически мотивировано, – уверен он. – Сразу было понятно, что демонстранты не нарушали законов. У людей есть право на мирные процессии, это даже закреплено в Европейской хартии по правам человека. Силовики выполняли политический заказ и пошли по легкому пути. Зато теперь бывшие обвиняемые реабилитированы и имеют право на компенсацию морального ущерба. А прокуратура, считаю, обязана перед ними извиниться.
Последствия
Впрочем, решение районного суда еще может быть обжаловано. Однако как отметил адвокат Лепехин, в челябинских судах было уже несколько оправдательных решений по разным делам общественных активистов. Можно ли говорить о начале политической оттепели?
Стоит напомнить, что в тот же день, 5 мая 2018 года, такая же акция протеста проходила в Екатеринбурге. Там был задержан всего один человек. И соответственно со стороны горожан не было массовых возмущений по поводу действий полиции.