«Направляя объектив своей камеры на ребенка, мы фотографируем будущее», считал уральский фотограф

Дети перед камерой или смартфоном – тему эту решил осветить, встретив в архиве отца несколько рукописей, посвященных фотографии.
«Направляя объектив своей камеры на ребенка, мы фотографируем будущее», считал уральский фотограф
Реалист и абстракционист - фотография Владимира Белковского. 60-е годы.

Фотомастер Владимир Белковский еще до появления компьютеров и смартфонов в нашей жизни отмечал: многие фотолюбители начинают свою карьеру тогда, когда обзаводятся семьей и детьми. Почему именно тогда?

«Родился ребенок, как тут не иметь в доме фотоаппарат, - писал фотомастер. – Бабушки и дедушки требуют фотокарточки».

Есть еще одна причина снимать детей, считал Владимир Белковский.

«Начинающему фотографу быстро надоедает снимать дома, улицы, памятники, одинокие деревья. Хочется попробовать себя и в съемке человека. Но использовать в качестве модели взрослых как-то не удобно – ведь мастерство еще не велико. Вдруг ничего не получится? Тут-то на помощь и приходят дети – свои, соседские и совсем не знакомые».

Они, отмечал фотограф, готовы позировать, но только при этом они должны разговаривать, бегать, играть. Но с детьми все-таки можно договориться, если дать им подержать камеру, делился секретом Владимир Белковский, оставивший в своем фотонаследии немало «детских» снимков.

Но совет этот касается съемки фотокамерой. Что «птичка» может вылететь из смартфона, фотограф, радиоинженер по образованию, даже не подозревал в 60-е и 70-е годы.

Еще на одну притягательную сторону детской темы для фотолюбителя обратил он внимание. Детские снимки всегда с охотой публикую газеты и журналы. Ни одна самая серьезная фотовыставка не обходится без фотографий детей.

«Ведь только через лицо ребенка можно передать огромную гамму чувств – радость и страх, удивление и печаль. Можно выразить любую тему – силу и бессилие, любовь и ненависть».

Челябинский фотохудожник отмечал, что о детских снимках все больше говорят и пишут как о специфическом фотографическом жанре.

Еще он считал, что у многих фотографов, в том числе и профессионалов, на всю жизнь остается одна слабость – это дети.

На это, напомнил Владимир Белковский, обратил внимание Константин Симонов в своем предисловии к альбому фотографий известного фоторепортера Якова Рюмкина. Симонов писал: «То и дело, вместо того, чтобы смотреть на что-то действительно серьезное и действительно заслуживающее внимания, он смотрит то на какого-то конопатого парнишку, дующего в трубу, то на какого-то потерявшегося на улице трехлетнего плаксу, то на двух карапузов, озабоченных своим первым знакомством с двумя такими же маленькими, как они, ягнятами, то на четырех других карапузов, занятых у себя в детском саду и вовсе неподходящим делом…»

«Ну что ж, слабость к детям, - утверждает К. Симонов, - это одна из тех слабостей, которые составляют нашу силу. Вера в будущее, конечно, не состоит из одной только любви к детям, но с другой стороны, я, по правде говоря, как-то не могу реально представить себе человека, верящего в будущее своей страны и в то же время равнодушного к маленьким ее гражданам».

Свои заметки на «детскую тему» челябинский фотограф заканчивал словами: «Фотоискусство мы иногда называем искусством настоящего времени. Здесь, однако, есть исключение. Когда мы направляем объектив своей камеры на ребенка, то фотографируем будущее. Вот почему съемка детей – одно из самых ответственных и почетных дел, которые выпадают на долю человека с фотоаппаратом».

С того момента, как были написаны эти строки, прошло немало лет – в обиход многих из нас вошли смартфоны, заменившие фотокамеру для «семейного альбома».

Но роль фотографии и миссия человека с фотоаппаратом от этого не изменилась.

Да, снимать технически стало гораздо легче, Но от этого не стало легче сделать удачный кадр. Остановить то мгновение, которое будет жить и спустя годы.

18 января 2021

Новости партнеров

Нашли опечатку?