Зачем Китаю нужна Арктика, выясняла челябинская студентка

Выпускница Челябинского государственного университета Марина Борисевич посвятила свое исследование политике КНР в Арктике.
Зачем Китаю нужна Арктика, выясняла челябинская студентка
Арктика. Фото Леры Ауэрбах

«Арктика имеет огромный экономический и стратегический потенциал для Китая, ведь именно этот регион позволяет осуществлять такие амбициозные экономические проекты как «Полярный шёлковый путь», представляющие на данный момент наиболее приоритетные интересы государства», - считает автор исследования.

Именно в Арктике сосредоточено значительное количество неразведанных еще месторождений полезных ископаемых на планете.

Сегодня Китай - «новый игрок» на Севере, это не может не затрагивать интересов приарктических государств, в том числе и России, которая непосредственно прилегает к арктическому региону и является главным потенциальным партнером КНР в Арктике.

«Возникает необходимость проанализировать особенности арктической политики Китая на современном этапе», - считает автор исследования.

Анализируюяплюсы освоения Арктики, челябинский автор также обратила внимание на явные недостатки, которые делают работу в этом регионе недостаточно предсказуемой.

«К примеру, это не поддающиеся точным прогнозам погодные и климатические условия, отсутствие промежуточных портов для разгрузки и заправки судов, позволяющих вести прямую торговлю, а также высокая сложность навигации в данных широтах», – считает Марина Борисевич.

И все же среди важных черт Арктического региона, делающего его привлекательным для крупных мировых игроков, челябинский автор обратила внимание на такие особенности: неопределенность территорий приполярных государств, богатые сырьевые запасы, большой транспортный потенциал, а также макроэкономический потенциал и высокая прямая геополитическая значимость в качестве потенциального полигона.

Челябинская выпускница вуза предположила, что Китай будет стремиться к налаживанию партнёрских отношений с приарктическими государствами и развивать с ними сотрудничество.

Для Китая экономическая сфера остается главной, особенно это касается разработки северных полезных ископаемых и морских ресурсов.

Что касается военного присутствия Китая в Арктике, то оно на данный момент маловероятно, так как это противоречит общей тенденции налаживания союзнических отношений с приарктическими странами.

Еще одно предположение сделала автор исследования: в ближайшее время Китай вряд ли займет лидирующие позиции в Арктике, для него является задачей - догнать арктические государства.

Борисевич стала заниматься темой арктической политики Китая ещё на втором курсе университета.

Тогда студентка под руководством Никиты Ялманова писала научные статьи, курсовые работы, выступала на конференциях. Результаты дипломного исследования на эту тему она представила на международном конкурсе научных работ, в котором победила.

Сейчас выпускница работает преподавателем английского и китайского языков в школе The English Club.

Кстати, «следы» челябинцев можно найти и на другой ледовой части планеты - на южном полюсе Земли.

Как известно, открытию Антарктиды исполнилось уже 200 лет.

Борьба за освоения ледяного континента началась после окончания Второй мировой войны. В середине 50-х годов ХХ века завод ЧТЗ выпустил партию специально подготовленных машин для Антарктиды.

Тогда в Арктике впервые появились советские полярники, и им нужны были надежные помощники в виде спецтехники.

В СССР «морозостойкую» технику выпускал только челябинский тракторный завод.

В 1955 году в Антарктиду прибыло несколько тракторов с ЧТЗ. Вскоре с »полюса» от полярников в Челябинск пришла телеграмма. В ней они просили увеличить мощность двигателя. А еще - утеплить кабину трактора и сделать более широкими гусеницы.

Структура льда в Антарктиде оказалась иной, чем в России. И трактора проваливалась, для устойчивости их полярники и просили сделать гусеницы более широкими.

Так появился трактор С-100А, буква «а» у которого означала – Антарктида.

Кстати, двигатель советского трактора работал даже при температуре минус 70 градусов. На заводе конструкторами было придумано специальное устройство для подогрева на морозе воздуха в двигателе.

Еще один «штрих» той истории. Трактора для Антарктиды красились в красный цвет. А на дверях был нанесен рисунок пингвина, в те годы мало кому знакомого существа.

Специалисты считают, что под Антарктидой есть нефть, газ, различные металлы. Воды Южного океана богаты рыбными ресурсами. Предполагается, что на этом южном континенте находится около 80 процентов всей пресной воды на планете.

Пресная вода постепенно становится самым дорогим ресурсом человечества.

До 2048 года в мире действует международный запрет на добычу полезных ископаемых в Антарктиде. Что же будет потом? Это может узнать уже следующее поколение.

Главный вопрос: смогут ли все основные «игроки» на карте Антарктиды договориться или самый холодный континент может стать «горячей точкой» планеты?

Еще одна любопытная «страница» на тему Челябинск и Арктика.

Уроженка Челябинска, «американская россиянка», композитор Лера Ауэрбах написала музыкальное произведение «Арктика», премьера которого состоялась весной прошлого года в Америке. Также мировые премьеры этого произведения планируется исполнить во всех странах, граничащих с этой частью планеты – Арктикой.

Новости партнеров

Нашли опечатку?