В челябинском метеорите физики обнаружили неизвестную на Земле форму углерода

Произошло это в Челябинске. Аспирантка физического факультета Челябинского государственного университета Галина Савостеенко обнаружила во фрагментах метеорита «Челябинск» неизвестную ранее форму углеродных материалов.
В челябинском метеорите физики обнаружили неизвестную на Земле форму углерода
Челябинский метеорит. Фото из открытых источников

Открытие она сделала во время диссертационного исследования под научным руководством ректора университета, доктора физико-математических наук Сергея Таскаева.

В оптическом микроскопе были обнаружены частицы, обладающие признаками кристаллической симметрии, отметила Савостеенко.

Затем при более точном анализе, проведенном с помощью методов электронной микроскопии, было обнаружено, что кристаллы с осью симметрии шестого порядка состоят из чистого углерода.

«В природе кристаллы углерода (алмазы) обладают кубической симметрией и не могут иметь такой формы», - говорит автор исследования.

Позже, с помощью ученых из Германии, выяснилось, что это не алмаз, а углеродный кристалл, ограненный слоями графита.

Далее вместе с корейскими коллегами с помощью методов молекулярной динамики была исследована возможность образования такого рода объектов. Выяснилось, что их центрами кристаллизации являются фуллерены или нанотрубки, говорит автор исследования.

Ещё одним важным результатом исследования стало то, что в образцах пыли челябинского метеорита были обнаружены минеральные нити длиной 0.1-1 мм и толщиной 0.01-0.02 мм.

Физики челябинского университета пришли к выводу, что эти нити образуются не только при извержении вулканов, как считалось ранее, но и при пролёте метеоритов сквозь атмосферу.

Открытия, сделанные в ходе исследования, «еще раз демонстрируют неограниченный потенциал природы для синтеза новых материалов», – считает Савостеенко.

Сейчас она готовит публикацию в международные научные журналы и заканчивает работу над диссертацией.

Напомним: болид Челябинск «заявил» о себе над территорией Челябинской области восемь лет назад, 15 февраля 2013 года.

Он является самым крупным в 21-м веке метеороидом, который вызвал огромный научный и общественный интерес.

По результатам исследований челябинского метеорита была выпущена монография «Chelyabinsk superbolide», вышедшая в Springer.

Фрагмент челябинского метеорита находится в экспозиции государственного музея истории Южного Урала в Челябинске.