Жизнь на улицах городов СССР замирала, когда начиналась очередная серия «Мгновений»

Есть повод вспомнить легендарный советский сериал «Семнадцать мгновений весны». Сегодня отмечаем годовщину выхода фильма на телеэкран.
Жизнь на улицах городов СССР замирала, когда начиналась очередная серия «Мгновений»
Семнадцать мгновений весны - кадр из фильма.

11 августа 1973 года в Советском Союзе по телевидению началась трансляция телесериала «Семнадцать мгновений весны». Картина про советского разведчика Штирлица давно стала в нашей стране легендой и классикой отечественного кино.

Из года в год, вспоминая об этой картине, говорят, что когда по телевизору транслировали очередную серию «Мгновений», «улицы городов и посёлков пустели, жизнь в стране замирала, становилось меньше хулиганства и прочих безобразий», читаем в соцсети сегодня.

В основу сериала легла повесть Юлиана Семенова. Хотя прошло много лет со времени первого показа фильма, зрители и критики по сей день гадают – кто был прототипом Исаева-Штирлица?

Уральский краевед и историк спецслужб Анатолий Шалагин считает, что одним из прообразов легендарного Штирлица, был Вилли Леман.

«Его привлекли к сотрудничеству еще в 1929 году. Поначалу Леман заинтересовал НКВД лишь как «свой человек» в германской полиции, Леман работал именно там. В гестапо Леман руководил специальным отделом, занимавшимся контрразведкой, направленной, прежде всего, против СССР. Благодаря Леману советская резидентура в Берлине в предвоенные годы не имела ни одного провала. В 1939 году Леман остался без связи с Центром. Сотрудники советской внешней разведки, работавшие с Леманом, были отозваны в Москву и репрессированы», - говорит Шалагин.

Он добавляет: «Леман таковым внешне эффектным, как Штирлиц в фильме, на самом деле не был. Он был невысокого роста, залысина на голове. Словом, не красавец. Юлиан Семенов, работая над повестью, а позже и сценарием фильма, имел возможность работать с недоступными для многих документами и общаться с разведчиками-нелегалами. Так он узнал историю легенды советской внешней разведки полковника Абеля (он же - советский разведчик-нелегал Вильям Фишер). Во время одной из встреч со связным из Центра он попросил организовать ему встречу с женой, подобно той, которую мы видели в сериале. Так что Андропов не лукавил, когда говорил Брежневу, что образ Штирлица собирательный».

Историк спецслужб отметил, что Леман первым сообщил в Москву информацию о работах по созданию ракет ФАУ-1.

«В 1942 году, после провала «Красной капеллы» (так в гестапо называли сеть немецких подпольщиков-антифашистов) радист под пытками в гестапо выдал имена агентов советской разведки. В декабре 1942 года шеф гестапо Мюллер вызвал Вилли Лемана на совещание в здание Имперской службы безопасности. В ту же ночь в подвале гестапо его расстреляли».

Получается, что одним из прообразов Штирлица стал, в том числе, и завербованный сотрудник гестапо?

«В те годы русскому человеку путь в гестапо был заказан. Отбор в тайную полицию проводился жесточайший. Перед вступлением в СС родословная проверялась в буквальном смысле до седьмого колена. Это было реальностью третьего рейха, провозгласившего расовое превосходство немцев, - говорит Анатолий Шалагин. - В фильме Татьяны Лиозновой профессионалы находили немало ляпов. Тем не менее для широкой публики фильм стал любимым и по-прежнему он пользуется зрительским вниманием. Стоит отметить, что в картине даже на самых маленьких ролях снимались лучшие актеры того времени».

Советские люди хорошо помнят множество анекдотов про Штирлица. В то время появление «именного» анекдота было показателем большой популярности киногероя. Живут десятилетия песни и музыка из этого телефильма. Песня о мгновениях в исполнении Иосифа Кобзона давно вошла в золотой фонд советской песни. Сам певец всегда исполнял ее на своих концертах.

Новости партнеров

Нашли опечатку?