«Мы должны знать, но не должны каяться за ужасы предков»: пост Кончаловского вызвал жаркие споры

Известный кинорежиссер Андрей Кончаловский написал на своей странице в соцсети пост, под которым быстро собралась почти тысяча комментариев.
«Мы должны знать, но не должны каяться за ужасы предков»: пост Кончаловского вызвал жаркие споры
Андрей Кончаловский, кинорежиссер.

«Когда я снимал фильм «Рай», то искал артистов и в Западной Европе, и в Восточной. Ни один западногерманский артист тогда не согласился играть начальника лагеря! А актеры из Восточной Германии – с удовольствием. И все потому, что у восточных немцев не воспитали чувства неполноценности», - написал кинорежиссер.

Он считает, что «западные немцы испытали чудовищное давление американцев, чудовищное влияние на свою ментальность. Они боятся говорить об истории Германии, опускают глаза».

Нельзя развиваться только под влиянием чувства вины, считает Кончаловский.

Он пишет: «сегодняшнее поколение двадцатилетних немцев вообще в принципе никакого отношения к тому, что делали их деды или прадеды, не имеет. Другой вопрос, что немцы – нация чрезвычайно рациональная, они могут испытывать чувство вины, потому что нацизм пришел с их согласия. Это тоже очень важно».

В своих заметках Андрей Кончаловский рассуждает и о нашей стране.

Он считает, вспоминая недавнюю историю страны, что «коммунизм России был навязан. Русский человек в этом смысле не имеет чувства ответственности».

«Мы должны знать, но не должны каяться за ужасы предков», - считает Кончаловский.

Мнения авторов многочисленных комментариев разделились.

«Как раз покаяние за грехи других людей даёт сопричастность и единство со всеми, а не только с теми, кого любишь, и кто нравится», - считает автор одного из комментариев.

«Да, каяться - не грех. За свои грехи. И за грехи своих близких, может быть. Но почему мы все, а рассматривается тут такой вариант, должны за что-то каяться? Те, кто призывает покаяться, да еще и всенародно, пусть каются сами».

«…надо признать, что коммунизм России был навязан», - пишет автор заметок. А кем он был навязан? Львом Толстым, всей русской классической литературой конца девятнадцатого века?

Вдруг тогда появилась прекрасная классическая русская литература, где, наконец, заговорили о страданиях, о радостях, о буднях простых людей. Ведь века до этого все писали о себе любимых, а нужд простого человека как - будто и не было. Простые люди как - бы и не существовали, были невидимы.

Да, уничтожили строившуюся только страну, и сразу начали о себе выдумывать «сказки». Давайте вспомним, как в советские годы пытались воспитывать советского человека, как его поднимали. И что такое была культура в Советском Союзе, каких высот достигали ее мастера.

Ведь в целом у культуры была цель воспитания, а не развлечения».

«Я считаю неправильным нести ответственность за поступки других людей, с которыми меня разделяют годы, века. Мне приходят на ум слова: «бойся людей, вменяющих тебе вину, ибо они жаждут власти над тобой».

И если разобрать, то по сути, так оно и есть. Моя зона ответственности заканчивается на моих действиях. И что это за мода судить мерилом современности исторические события. Для осуждения нужно оказаться в тех обстоятельствах, быть в том времени, обладать той ментальностью и культурой того времени, о котором идёт речь. Вот безобидный пример: сейчас шлёпнуть ребёнка - это возмутительно, но ещё чуть больше столетия использовались розги и не только дома, но и в госучреждениях. И это было нормой», - рассуждает автор одного из комментариев.

«Каяться не надо, но признавать все ужасы и преступления Сталина необходимо, иначе это все может повториться».

«Непонятно, за что каяться? Время было такое, коммунисты оказались сильнее и победили капитализм. Была Гражданская война, убивали с обеих сторон. Не хотят вспомнить про рабочих и крестьян, чтобы перед ними извиниться за безграмотность и эксплуатацию?

Это была классовая борьба. Если бы в той войне победила буржуазия, они бы что коммунистов по голове гладили?

Это наша история и не было бы всего этого, если бы большинство людей в стране не поддержало социализм. Можно сколько угодно сегодня про это говорить, но это был выбор людей, живущих в то время».

«Здоровое общество должно знать и помнить свою историю. Уметь делать выводы, но вот каяться, стоять на коленях, унижаться - путь в никуда».

А вот о Германии: «Покаяние немцев было политически мотивированным. После всего того, что ими было сделано, постоянное публичное покаяние было единственным способом смягчить ненависть других народов и быстро свести на нет обвинения извне.

Поколение тех, кто помнил войну, уходит, покаяние ослабевает, а немецкие политики считают, что с Россией нужно разговаривать на языке силы. Очень лицемерное покаяние».

Мнения, как видим, самые разные. За несколько часов публикации поста, под ним собралось почти тысячу комментариев.

О фильме «Рай» Андрея Кончаловского: «Во время Второй мировой решаются судьбы трех героев – участницы французского Сопротивления Ольги, эмигрантки дворянского рода, француза Жюля, сотрудничающего с оккупантами, и высокопоставленного немца-эсэсовца Хельмута. Эта черно-белая лента – проникновенная исповедь трех человек перед камерой о всех их заблуждениях, прегрешениях, обидах и тайнах…

Спася двух еврейских мальчишек от погибели, Ольга сама отправляется в концлагерь и уже знает все о своей судьбе. Но могла ли она поступить иначе? Был ли шанс избежать наказания и не обречь себя на душевные страдания до конца жизни? Эти и многие другие вопросы, ответы на которые найти, пожалуй, невозможно, ставит перед зрителем Андрей Кончаловский», - читаем в одном из текстов об этом фильме.

Новости партнеров

Нашли опечатку?