Малый бизнес скорее жив, чем мертв

Второй ковидный год подходит к концу. Ограничения продолжают негативно влиять на экономику. Мы попросили представителей компаний разных отраслей высказать мнение об эффективности господдержки и мерах по борьбе с коронавирусом.
Малый бизнес скорее жив, чем мертв
Фото: pixabay.com

«Господдержка помогла пережить самый трудный период»

Александр Д., учредитель компании «НПО РТС», занимающейся производством аэродромных радиотехнических систем:

- Да, господдержка была, мы пользовались помощью государства. Отбили ли эти субсидии наши потери? Нет. Но такая господдержка позволила хотя бы пережить время, когда заказов у предприятия почти не было. С оформлением господдержки не возникло сложностей. Тут как и в любом бюрократическом вопросе нужно просто оформить правильно бумаги. Все было прозрачно. Полученные деньги мы направили на выплату зарплат сотрудникам. По-другому и быть не могло - условия оказания господдержки предусматривали целевой характер затрат.

В нашей компании вакцинированы, наверное, процентов 60-70 сотрудников. Хотя я бы не сказал, что два ковидных года сильно выбивались из статистики заболеваемости предыдущих лет. Остались непривитыми только принципиальные антиваксеры. Это их решение, прививка – дело добровольное.

Спрос на продукцию предприятия в 2020-2021 годах упал сильно. Наши клиенты вынуждены урезать бюджеты, заказов поступает мало. Как в 2020 году спрос на наши системы упал, так он и не поднимался. Цены тоже сильно не выросли, так как цены определяет рынок. Цены должны быть конкурентноспособными. Всем в нашей отрасли тяжело, но пока нет такого, чтобы фирмы закрывались и уходили с рынка.

«Нам господдержки не было: компания не подошла под требования»

Ольга К., директор и учредитель центра дополнительного образования «Сам.Я»:

- Была ли у нас господдержка? Нет. Сейчас я подала документы на субсидию, связанную с последними нерабочими днями в ноябре. В прошлом году субсидии не давали, потому что наша фирма не подходила под требования – по коду деятельности нам ничего не полагалось. Хорошо, что в 2021 году не приходится работать в заочном формате. Весь прошлый год работать удаленно было очень тяжело.

Все наши сотрудники вакцинированы, убежденных противников вакцинации нет. Более того, варианта работать без вакцины у нас нет, поскольку мы работаем с детьми. Сотрудники наши – сознательные люди. Они шли вакцинироваться сами, без принуждения.

Посещаемость сильно упала, практически нет новых клиентов. В 2020 году работали стабильно, точно знали количество клиентов, которые придут или продолжат работу с нами. В 2021 стало непонятно, сколько людей к нам придут, и вообще придут ли. Мы из той сферы деятельности, куда люди несут деньги только в хорошие сытые времена, когда появляется возможность оплатить дополнительное образование. Когда времена непонятные, как сейчас, спроса на наши услуги нет.

Рынок чувствует себя очень плохо. И у нас, и у конкурентов стабильно плохо, приходится поднимать цены. В декабре цены пока останутся прежними, а с января начнем повышать. Свободных денег у фирмы нет, все средства уходят на зарплаты сотрудникам и оплату помещения.

«QR-код на посещаемость влияет очень сильно»

Валерия Б., владелец кофейни «Coffee Shiba»:

- Господдержка за два года была нам оказана несколько раз, мы платили в том числе с этих средств зарплаты - два раза получали субсидию в размере МРОТ на каждого сотрудника, и единоразово (в июле 2020 года) на средства индивидуальной защиты.

Сложностей с оформлением господдержки не было, очень помогли бухгалтеры на аутсорсе. Мы сейчас подали документы ещё на одну субсидию, также в размере МРОТ, должны скоро получить.

Вакцинированы в нашей организации все, вплоть до директора, – это было прямое требование для всех, кто работает в нашей сфере. Но вакцинация вызвала множество разногласий в коллективе, многие ребята хотели из-за этого увольняться.

QR-код на посещаемость влияет очень сильно, как и любые ограничения, связанные с коронавирусом: для любого гостя ситуация с предъявлением кода неприятна. Гость, даже имеющий такой код, сто раз подумает, стоит ли из-за чашки кофе так напрягаться.

Просадка по посещаемости сейчас 30-35%. Традиционно осень и весна считаются сезонами, когда можно получить большую выручку, но в последние годы этого не происходит.

Цены поднимать нам пришлось, но не критично. Стараемся договариваться с поставщиками на те же позиции, не снижать качество и находить лучшие варианты.

Цены на кофе повышали летом 2020 года, когда на кофейной бирже взлетел ценник. На другие позиции - этой осенью. В будущем, конечно, ещё предстоят повышения. Но мы все равно стараемся держать баланс: чтобы гостям было комфортно, и в то же время чтобы наши заведения не работали в убыток.

Новости партнеров

Нашли опечатку?